Аргументы Недели → Мнение 13+

Учителя на передовой: когда школа превращается в филиал полиции

, 09:58 , Журналист, социолог, писатель

Российские учителя уже давно живут в условиях хронической перегрузки: бесконечные отчёты, проверка тетрадей, подготовка к урокам, административные поручения. И вот теперь, вместо поддержки и облегчения их труда, им предлагают взять на себя ещё одну — совершенно чуждую — роль: стать «детекторами потенциальных преступников».

Инициатором этой идеи стал депутат Госдумы Евгений Федоров — фигура известная своими громкими и порой провокационными заявлениями. На этот раз он предложил возложить на педагогов обязанность выявлять среди детей-мигрантов тех, кто, по его мнению, может представлять угрозу. Заявление вызвало широкий резонанс — и откликнулось резкой критикой со стороны россиян.

Суть предложения проста до абсурда: с нового учебного года учителям предлагается совмещать сразу несколько профессий — преподавателя, школьного психолога, социального работника и, по сути, участкового. При этом — продолжать выполнять основную работу: учить, воспитывать, поддерживать.

Аргументация депутата выглядит на фоне реальности особенно цинично: «В 90 % случаев вызов родителей в школу снимает проблему конфликтного поведения ребёнка». Это утверждение, лишённое каких-либо данных, анализа или понимания глубинных причин социальной напряжённости, звучит как издевка. Тем более что сам Федоров проживает в элитном жилом комплексе с усиленной охраной — в мире, далёком от тех реалий, с которыми сталкиваются обычные учителя и их ученики.

Такое предложение — не просто упрощение сложной социальной проблемы. Это циничное перекладывание государственной ответственности на хрупкие плечи педагогов. Большинство из них — женщины, которые и так работают на износ. Вместо того чтобы инвестировать в программы адаптации мигрантов, профилактику правонарушений или повышение зарплат учителей, власть предлагает очередную «бесплатную» меру: добавить к и без того тяжёлой нагрузке обязанность следить за «подозрительными» детьми.

Но разве учитель, едва успевающий проверить домашние задания и заполнить отчёты, способен эффективно выполнять функции социального работника или детектива? Соответствует ли это его профессиональной подготовке? Ответ очевиден — нет.

Более того, инициатива крайне опасна. Учителям, часто женщинам, предлагается брать на себя ответственность за работу с детьми из неблагополучных семей и семей мигрантов — без какой-либо поддержки, защиты или специальной подготовки. Что произойдёт, если родственники «обиженного» ученика решат отомстить? Кто будет защищать педагога, который в одиночку оказался в конфликте с семьёй, возможно, не знающей законов и норм, но хорошо владеющей чувством обиды?

Это не просто перегрузка. Это реальный риск для личной безопасности, психического и эмоционального здоровья учителей.

Вместо системных решений — социальных программ, интеграции, доступного образования, поддержки уязвимых групп — государство в очередной раз выбирает путь наименьшего сопротивления: переложить бремя на тех, кто не может с этим справиться. Это неэффективно. Это несправедливо. Это морально сомнительно.

Учитель — не полицейский. Его задача — учить, вдохновлять, помогать детям расти. А не выискивать в классе «угрозы».

Предложение Федорова — яркий пример того, как не надо решать сложные социальные проблемы. Вместо реальных инвестиций и продуманных программ власти предлагают полумеры, которые лишь усугубят напряжённость, перегрузят и без того истощённых педагогов и подорвут доверие к школе как к безопасному и поддерживающему пространству.

Пока система не изменит свой подход, учителя будут продолжать работать в условиях хронического дефицита ресурсов, выполняя чужую работу. А это — прямая дорога к профессиональному выгоранию, разочарованию и оттоку из учительской профессии, и без того малопривлекательной для молодёжи.

Федоров-депутат должен перестать быть фантазёром и вспомнить, что концептуальных многостаночников и совместителей выращивали и воспитывали ещё в СССР. В советской школе вели многопрофильное и многоуровневое базовое образование. А после в советских вузах шлифовали и оттачивали педагогику на академических и передовых основах. Что он хочет от нынешней Болонской системы, в основе которой ОГЭ/ЕГЭ, — непонятно. Зато сэкономить лишний раз предлагает, всё в духе Госдумы.

Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал «Социальная сфера РФ»!

Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.

С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал «Социальная сфера РФ», и вы не пропустите ничего важного.

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram