Мои исследования показали, что особое место среди личностей-коррупционеров занимают взяточники, имеющие психологическую зависимость — взяткоманы. Показано, что взяткомания как специфическая форма клептомании является аддикцией со всеми признаками, которые имеют место при наркомании, алкоголизме, игромании и других деструктивных патологических зависимостях; имеет те же характерные этапы, те же психические процессы, которые имеют место при других зависимостях. Мною разработаны методы практической психологической и психотерапии для разрешения проблемы взяткомании. По сути своей, это не традиционная профилактика коррупциогенности, основанная на устрашении, а скрытая профилактика, основанная на психотерапии психических и психологических состояний, приводящих к взяточничеству.
Мои исследования показали, что кредитозависимые личности, страдая взятко-кредитозависимым комплексом, пребывая в страхе невыплаты долгов, более открыты к криминальным способам добывания финансов, в том числе к коррупции.
Исследования проводились в рамках естественного эксперимента в течение десяти лет, когда исследуемые, будучи руководителями разного уровня или подчиненными этих руководителей, даже не подозревали, что являются испытуемыми. В процессе исследований пришел к выводу о существовании четырех степеней взяткомании.
Первая степень носит характер разового получения вознаграждения и далее об этом взяточник может не думать и даже забыть.
При второй степени уже возникает зависимость. Взяточник ждет этого события, прокручивая в голове образ ситуации получения взятки.
Симптомом третьей степени является появление депрессивных признаков: плохое настроение по утрам, нарушение сна, изменяются ценности, многие из них перестают радовать. Приоритетной остается только одна ценность — взятки, которые превращаются в некий допинг, позволяющий испытывать ощущение комфорта. В этом случае имеет место стойкая периодичность, проявление активности в поиске взяткодателя и разработке эффективных коррупционных схем.
И, наконец, возникает последняя четвертая степень, когда человек постоянно существует в потоке этих финансов, отрывается от реальности, теряет чувство сопереживания и уже не радуется тому, что получает. К сожалению, подобная личность возвращается в реальность, образно говоря, только оказавшись за решеткой. Кстати, интерес к самим деньгам может пропасть и в третьей степени.
Мною убедительно показано, что низкая эффективность борьбы с коррупцией связана, в том числе и с тем, что не учитывается фактор взяткомании как психологической и психической проблемы. Просто наказывать и судить — этого мало. Поэтому тем, кто уже отбывает наказание, по-видимому, обязательно надо проходить курс психологической и психоаналитической реабилитации и психотерапии от взяткомании, чтобы в дальнейшем не было рецидивов.
При разрешении проблем взяткомании, с моей точки зрения, весьма полезными могут быть такие психологические методы, как когнитивная психотерапия, психоанализ, нейролингвистическое программирование, социально-психологические тренинги, стрессотерапия, гипноз и другие методы. В результате применения этих методов постепенно создаются внутренние психологические условия для возникновения ценностей, замещающих ценность переживания от получения взяток. Необходимо работать над тем, чтобы постоянно прокручиваемый образ получения взятки постепенно терял свою привлекательность и яркость. Задача устранения привлекательности этого образа — одна из сложнейших задач, но она, как показали наши исследования, разрешима.
По сути своей, мною удалось раскрыть ключевые механизмы деградации нравственности и совести коррупционеров. Обычно об этом говорят, но механизмов не раскрывают.
Уже то, что коррупционер может в себе обнаружить такую манию и зависимость, является путём разрешения этой проблемы.
Весьма полезной составляющей в профилактике коррупции, в частности, взяткомании, является процедура самодиагностики взяткомании, обучение методам самопсихорегуляции, которые позволяют коррупционеру отказаться от вредной зависимости. Это один из эффективных методов скрытой (косвенной) профилактики коррупциогенности личности.
При этом отмечу, что не каждый коррупционер страдает взяткоманией, так же, как и не всякий человек, потребляющий алкоголь, является алкоголиком. Главная задача для нас — сформировать в обществе новый взгляд на проблему.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

