> Можно ли поставить знак равенства между «стыдом» и «совестью» - Аргументы Недели. Балтия

//Мнение 13+

Можно ли поставить знак равенства между «стыдом» и «совестью»

16 января 2025, 12:39 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

Можно ли поставить знак равенства между «стыдом» и «совестью»

Многие ли сегодня испытывают стыд? Негативная эмоция человека, которая не соответствует нормам морали... Какой морали? У каждого человека есть своя мораль... И почему негативная эмоция? Если, например, человек нашёл на дороге кошелёк, но решил присвоить его, а потом раскаялся, то что в этом дурного?

Знаете, я всегда пытаюсь разобраться "в деле", "от корней"... И в данном случае, когда речь идёт о стыде и совести, решила заглянуть в прошлое, как эти понятия трактовали наши предки? И в этом помог митрофорный протоиерей Владимир...


 

Стыд - понимание греха, этимология
Тогда вспомните о злых путях ваших
и недобрых делах ваших и почувствуйте
отвращение к самим себе за беззакония   
    ваши и за мерзости ваши
       Изекииль 36:31

Если судить по фактам материальной культуры, например, скульптура у греков или архитектура у римлян, то отчетливо видно, что с понятием "стыда" греко-римское общество познакомилось поздновато.

Классическая скульптура Греции лишена одежды; греческие понятия - ntropi (позор), aischros (постыдный) или anaidis (дерзкий) явно не послужили основой древнерусского термина СТЫД.

* Эзоп. Басня «Зевс и стыд» (Эзоп. Сайт баснописца) 
«Зевс, сотворив людей, тотчас вложил в них все чувства и забыл только одно - СТЫД. Поэтому, не зная, каким путем его ввести, он велел ему войти через ЗАД.
Сначала стыд противился и возмущался таким унижением, но так как Зевс был непреклонен, то он сказал: "Хорошо, я войду, но на таком условии: если еще что войдет туда после меня, я тотчас удалюсь". Оттого-то все развратные мальчики и не знают стыда. Эту басню можно применить к развратнику».

Ну как Вам мораль Эзопа? Одной этой басней он «убивает» все греческое «прекраснозадое», чему у них учиться - рабы за них сочиняли, строили и мыслили, а мы мусолим – «ах греческое!», «ах прекрасное!»! Предоставим читателям далее самим провести аналогии и связи с современной политикой в области сексуальных отношений (и не только) западных  «либералов». 
Амфитеатры Рима предназначены для гладиаторских боёв (Колизей построен руками евреев-военнопленных), т.е. для убийства себе подобных; лат. термин «pudere» - стыдиться, сделать стыдно, также не связан графически и фонетически с русским словом СТЫД.

Так откуда появилось понятие стыд в древнерусском языке, неужели из языка славян, не имевших своей письменности и развитой идеологии, как нас убеждают запутавшиеся в «национальностях» этимологи? 

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень – стыд. Значение - смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм, либо обнаружением такого нарушения; позор, бесчестие.

Этимология по Максу Фасмеру (праслав. – вставка неизвестного автора)

(Происходит от праслав. формы *stydъ, от которой в числе прочего произошли: - вставка) ст.-слав. стыдъкъ (aischros, anaidis; Супр.), русск. стыд, укр. стид, белор. стыд, сербохорв. стид «стыд», стидак «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать», чешск. stydet se «стыдиться», stydky «постыдный», словацк. stуdiеtsа, польск. wstyd «стыд». Связано чередованием гласных со студа. Знач. «стесняться, стыдиться» и «стынуть» являются родственными.

б) В других толковых словарях аналогично или понятие не комментируется; никто из этимологов не связывает термин СТЫД с библейскими образами и терминологией иврита, с главенствующей идеологией русского общества.

в) В «Словаре русского языка XI-XVII вв. М., 2008» представлены разнообразные примеры применения терминов СТЫД и СТЫДЕНЬЕ, наиболее ранние из них относятся к XI веку.
2) Летописание и история

а) Дела лингвистические

Древнерусские летописцы негативно характеризуют общественные и личные отношения в славянских племенах, выделяя в лучшую сторону только ПОЛЯН (им виднее, жили в то время): «Поляне бо своихъ отець обычай имяху тихъ и кротокъ, и стыденье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, и къ матеремъ своим, и … велико стыденье имуще. И брачный обычай имеаху». 

«А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.
И если кто умирал, то устраивали по нем тризну… мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон» (Повесть временных лет).

Итак, по мнению древних летописцев (они жили, в то время), славяне не знали МОРАЛИ, следовательно, не могли дать новой формирующейся народности РУСЬ  идеологического понятия СТЫД, ведь мораль не существует самостоятельно, а входит в систему идеологии (религии); «нельзя предать то, что не создано» (Талмуд).

Любое слово – артефакт (образ, обозначенный знаком, словом), его создал производитель в определенной политико-религиозной обстановке и через письменный язык (авторитетную книгу) запустил в лексический оборот.
Появление слова-артефакта на отдаленной периферийной территории говорит о том, что на ней присутствовала группа НОСИТЕЛЕЙ материнской идеологии, которая передала образ и термин ПОТРЕБИТЕЛЮ. В свою очередь он подстраивает термин под свою систему мировоззрения,  социально-политические  ситуации времени и язык. Термин, обозначающий конкретный ОБРАЗ (общепонятный сигнал) искажается и появляется в измененной графической форме в формирующемся языке. Тем не  менее, КОРЕНЬ (2-3 согласные буквы) в новом термине фиксируется и выступает как содержание понятия языка Бога; кто посмеет нарушить его мысль? 

Наша задача – найти СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ общей  КУЛЬТУРЫ на данной территории, выявить корень исследуемого термина (или 2-3 корня) и связать его с системой ИДЕОЛОГИИ (религии) – материнским ОБРАЗОМ. Как показало время, истолкование имен и терминов на базе лексики национальных языков – бесперспективно, сотни миллионов имен и терминов так и не дешифрованы до сего дня.

б) Дела исторические

 Археология нас убеждает, что в VIII веке на берегах Днепра активной социальной жизни не было, или она была эпизодической - археологические пласты пусты, находки артефактов – единичны. Большинство из них относятся к более раннему периоду; незначительное и постоянно мигрирующее население не создало оседлой материальной и духовной культуры.

В конце VIII века эти территории стали осваивать хазары, в междуречье Дон-Днепр, появились крупные для своего времени опорные пункты, связанные с транзитной  торговлей на пути Европа-Азия. Около 840 г. возник как пограничный и торгово-таможенный пост город Киев, чуть позже в нем сформировались два обособленных квартала – «Козары» и «Жидовский».  Как мы уже показали в работах по топонимике этого региона, многие гидронимы являются очевидными еврейскими терминами, что находится в связи с историческим процессом; за введением (освящением) территории в культ Бога Яхве, необходимо должен бы наступить период роста духовной культуры в племенном днепровском мире.

Примерно со времени  правления княгини Ольги (ок. 950 г.) территория Среднего Поднепровья приобретает стабильность – земли распределили между племенами,  сформировали налоговую систему, а предгосударственное формирование Русь ввели в общий черноморский религиозно-торговый оборот. Дальнейшее культурное развитие произошло после принятия в 988 году христианства, которое пришло из Крыма, из Херсонеса. При князе Владимире возникает государственность, со всей своей атрибутикой: границы, письменный деловой язык, административный и церковный аппарат, единый князь, монета (серебряники, златники), дипломатические и династические связи, удельные города и т.д.

Итак, в период IX-X вв. ранее не обустроенное  (дикое) пространство на Среднем Днепре превратилось  в социально-политическую, культурную саморазвивающуюся территорию. Во время этого процесса единственным письменным языком, господствующим в регионе был государственный язык Хазарского каганата – иврит, а идеологией - иудаизм, следовательно, культурные СМЫСЛЫ русских понятий мы должны  искать в терминологии иврита и образах иудаизма; всегда заимствуется более авторитетная идеология и терминология.

У всех народов начавших христианскую жизнь возникает чувство "стыда" (мораль) и потребность в одежде, «стыд» появляется с ОЦЕНКИ своего поведения и деятельности в связи с Законами заложенными в Святое Писание (делай так – не делай так). Этика (учение о морали) – форма идеологии, понимание неправильности своего поведения и желание измениться (раскаянье) составляет основу молитвы.

Процесс заимствования  терминологии и образов Библии протекал и на других территориях Европы. Миссионерами выступали еврейские общины Англии, Франции и Германии, обосновавшиеся здесь с римских времен; их официально приглашали князья, архиепископы, короли и императоры, всё с той же целью – включить территорию в религиозно-торговые отношения Средиземноморской цивилизации.
Во французском языке понятие "стыд" выражается словом honte = ивр. (х-г)ГЕНУТ, ГЕНАИ стыд, позор; ГИНА, ГУНА порицать, стыдить; опозориться, оно характеризует духовного человека – того, кто понимает разницу между добром и злом.

3) Формирование чувство стыда, библейские образы

а) «И были оба наги, Адам и жена его, и не СТЫДИЛИСЬ» Быт. 2:25

Нарушение заповеди данной Адаму (о не вкушении плода с древа познания) стало причиной конфликта между Всевышним и человеком, этот конфликт тут же был распространен и на отношение Адама с окружающим миром. Неизвестный автор Бытия показывает, что  знание, основанное на ЧУВСТВЕННОМ желании (а оно преобладает у молодых людей), может привести к изменению реального мира в не лучшую сторону; познать добро и зло – значить стать причастным и к тому, и к другому.
По мнению еврейских законоучителей, Адам должен был пройти путь духовного РАЗВИТИЯ,  преждевременно «вкусив плод», не окрепший духовно Адам попал под влияние сил зла и в его внутреннем мире произошел разрыв между желанием и долгом.

Бог не сотворил Адама зрелым взрослым человеком, а создал его – РЕБЁНКОМ (иначе весь смысл сюжета пропадает), откуда и запрет на «вкушение плодов добра и зла» - все в своё время (кстати, все авантюристы от политики пользовались этим философским сюжетом, натравливая молодёжь на старшее поколение).

Автор Бытия создаёт  временный разрыв между «сотворением человека» и «грехопадением» - Бог обустраивает рай, «насадил, произрастил деревья»,  есть время для взросления Адама; согрешив - Адам и Ева сознают свою «наготу» (несовершенство). В этом сюжете Бытия и появляется СТЫД, нарушив запрет, Адам «скрывается»  от Бога, ему стыдно и страшно предстать перед лицом Господа, так как нужно будет дать ответ за нарушение запрета и понести наказание; таким образом, истоки СТЫДА в СТРАХЕ БОЖЬЕМ.

б) Ной и сыновья

После Потопа Господь дал Ною несколько моральных законов: запрет идолопоклонства;  почитание Бога; запрет убийства; запрет прелюбодеяния; запрет воровства; запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого существа. Авторы Библии продолжают развивать  тему формирования чувства СТЫДА у людей, в сюжете о Ное фиксируется  нравственное и безнравственное поведение сыновей Ноя, связанное с наготой тела отца - "И выпил он (Ной) вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём" (Быт. 9:21-27).
Хам увидел обнаженного отца и рассказал об этом своим братьям, СТЫДЯСЬ наготы отца Сим и Иафет задом входят в шатер и покрывают отца одеждой.

в) Пророки

Собственно все тексты Библии описывают общие ситуации, где красной нитью проходит тема СТЫДА и СОВЕСТИ, библейские авторы связывают возникновение этого морального чувства с понятием – ГРЕХ или на иврите АВЕРА грех, проступок, преступление;  переход за грань дозволенного, нарушение или невыполнение заповедей (применяются и другие термины).
Согласно Библии источником греха является ЛОЖНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ человеческой ВОЛИ, так как человек обладает свободой выбора между добром и злом, он обязан преодолеть влечение к греху, и несет полную ответственность за свои поступки. Совершив проступок (грех) еще окончательно не испорченный человек, осознаёт его, он должен покаяться и впредь не допускать подобное: «Кто имеет чувство СТЫДА, тот не грешит» (Талмуд, Недарим 20а).

Дальнейшую разработку темы СТЫДА продолжили Пророки.

* Иов 6:20: «но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют». 
* Исаия 45:16 «Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут все делающие идолов».
* У Иезекиила понятие СТЫД находится в тесной связи с понятием «преткновнием греха», кто раскается, тот освободится от греха: «И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе» (16:61);  «Для того, чтобы ты помнила и стыдилась, нельзя тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог» (16:63).
В книгах Библии терминология СТЫДА отмечена 123 раза.
4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Мы вышли на понимание библейского ОБРАЗА термина СТЫД, выстраивается цепочка понятий:
* ПОЗНАНИЕ - чувственное, начальная форма мыслительной деятельности;
* ГРЕХ - проступок из-за неполноты знания (недостатки  системы обучения и воспитания);
* СТРАХ БОЖИЙ - понимание, знание ответственности за содеянное перед высшим авторитетом,  Богом и обществом, живущим по установленным Богом правилам;
 * СТЫД - раскаяние в содеянном.
 Нам остаётся связать слово с терминологией иврита.

Выделим корни иврита, очевидно, что слово делится на две основы  – СТЫД = СТ+ЫД.

а) СТ = ивр. С.Т. в написании без огласовок, СЕТ отступник, мятежник;  САТА сходить с пути, отклоняться, уклонятся (с праведного пути), нарушать супружескую верность, изменять; СЕТЕ уклоняющийся от нормы; другое написание, через букву шин-син САТА  уклоняться, иметь склонность к худому.

б) Ы = сведения о русской букве Ы (еры) – противоречивы и гадательны, никто не знает как она звучала в древнерусском языке, предполагают – И или Й, которые произносили протяжно.

ЫД = ивр. ЙАДА  знать, познавать, мнение.

Появление чувства стыда у человека - сигнал от Бога: ты грешник, твои поступки не соответствуют правилам общежития в обществе, ты сошел с пути, предначертанном Богом, вступаешь в конфликт с  обществом. Естественно, что СТЫД не является врожденным качеством человека, а формируется в процессе воспитания и образования, в семье и обществе; образование и воспитание до 1917 года в России было религиозным, иудехристианским, и никак не славянским.

Общий вид

Русск. СТ+ЫД = ивр. С.Т., САТА сходить с пути, отклоняться от долга, нарушать супружескую верность + ЙАДА  знать; т.е. знание ГРЕХОВНОСТИ своих действий, отклонение от долга (общественных норм) своих поступков; появление чувства СТЫДА сигнал человеку о неправильном поведении.
 
Укоряя кого-либо за совершенный проступок (например, неисполнительность в работе) мы говорим нарушителю – «Как тебе не стыдно?», тем самым предупреждая его о последствиях проступка и пытаясь пробудить в нём чувство раскаяния, предупредить дальнейшее нарушения общественных норм.
Некоторые люди в наше время пытаются навязать мнение, что стыд – нечто устаревшее и даже вредное, то, что мешает человеку наслаждаться жизнью, и поэтому они призывают бороться со стыдом и подавлять его, превращая себя в бесстыжего человека.

Смирение

Смирение – такое настроение нашего духа, когда человек сознает, что ничего своего не имеет и ничего не может без помощи Божией, во всем полагается на волю Божию; все свои заслуги относит не к себе, но к Богу; и все скорби, случающиеся в жизни, принимает с терпением, как по праву заслуженные им. И честное признание своей немощи и вины перед Богом для такого человека становится лестницей к нравственному совершенству.

Смирение – это небесная жизнь на земле , это великая высота, честь и достоинство, это несказанная красота души, это самый удобный путь к общению с Богом и самый прямой путь ко спасению. «Что соль для пищи, то смирение для всякой добродетели», – говорил преподобный Исаак Сирин [18] .

Смирение – это неустанное желание учиться у Того, Кто сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Это действенное подражание Христу, «ибо главное во Христе Иисусе то, что Он “смирил Себя, быв послушным даже до смерти” (Флп. 2: 8)» [18].

 

Дорогие мои читатели!
Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал «Реальная Латвия глазами местного кота Моцарта», где вы сможете узнать самые свежие и актуальные новости о Латвии. Будьте в курсе всего, что происходит в нашей удивительной стране, наблюдая за латвийскими событиями беспристрастным взглядом нашего пушистого друга Моцарта. 
Здесь вы найдете эксклюзивный контент, яркие фотографии, а также интересные комментарии и наблюдения кота. Следите за свежими новостями и будьте в курсе всех событий!

Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал "Социальная сфера РФ"!

Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.

С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал "Социальная сфера РФ", и вы не пропустите ничего важного!



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте