В области изящных искусств за прошедшую неделю в Москве было два примечательных события, достойных освещения в федеральных СМИ, ибо они служат реперными проектами для понимания, чем живёт и куда движется российское изобразительное и прикладное искусства, какие тренды и какие моды.
Александра Высоцкая, директор галереи Heritage.
Будущее несгораемых воспоминаний
В среду, 11 декабря 2024 года, в особняке Демидовых на Новой Басманной, 26, открылась выставка в виде тотальной инсталляции “Будущее воспоминаний”. Этот особняк 1790 года постройки новые владельцы, девелоперы MR Group, изнутри ободрали до костей и отдали это обнажённое пространство конца 18-го века под проект, суть которого - преемственность исторической памяти и воспоминания о том, чему свидетелями мы никогда не были. Красный кирпич, которому больше двух сотен лет, арочные своды, подсветка, дух богатства прежних владельцев, миллиардеров Демидовых и князя Голицына, и дух преуспеяния и новых денег MR Group, упаковавших в это пространство старых денег ультрасовременное искусство, обволакивает и убаюкивает других, промежуточных гениев этого места - дух сиротства, дух отчаянной борьбы за жизнь и дух тяжкого труда за корку хлеба. Ибо это место, между двухсотлетним разрывом богачества, было местом скорби - Сиротским приютом, Больницей для чернорабочих, Военным госпиталем и советской нищей Городской больницей номер 6. Этот памятник архитектуры, чудом уцелевший при пожаре 1812 года, и потому получивших прозвище “Несгораемый дом”, мне напомнил вымышленное место из “Молчания ягнят”, известное как “Психиатрическая лечебница Балтимора для особо опасных невменяемых преступников”. Именно в таких сводах содержались гениальный доктор Ганнибал Лектер и поощряемый им слабоумный поэт Сэмми, известный тем, что пожертвовал церкви и Господу самое дорогое, что у него было - положив на блюдо для пожертвований голову своей матери, он продекламировал чудесное стихотворение:
Я ХАЧУ УЙТИ К ИССУССУ
Я ХАЧУ С ХРЕСТОМ ПАЙТИ
Я СМАГУ УЙТИ С ИССУССОМ
ЭСЛЕ БУДУ ХАРАШО СИБЯ ВЕСТИ
В пояснениях к выставке нам сообщается, что она прокладывает нейронные связи между событиями, происходившими в течение трёх веков, между теми временами, когда до России доносились вопли аристократов, казнённых во время французской революции, и нынешними, когда фактически казнят новую аристократию, позволившую себе казнокрадство во время СВО, и необъявленной войны с Западом и объявленной войны с чуждыми нашему консервативному укладу ценностями. Много крови и слёз пролилось за это время, и много людей отдало Богу душу в этом здании, и не все души дошли до Господа или были утащены в преисподнюю. Кой-кто остался жить в этих стенах, и у меня, человека чувствительного и многоопытного, было ощущение, что кто-то присматривает за нами из стен и из-под потолков. Нынешние хозяева, как многие крупные бизнесмены, имеют шестое чувство, называемое в их среде “чуйкой”. Они если и не знают, то нутром чуют локомотивную силу правоты библейского Псалмопевца: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Псалмы 126:1). Полагаю, что ими двигал неосознаваемый и невербализованный драйв, идущий из глубин их нутра - что надо освободить этот замок от привидений, спугнуть их, вытеснить, иначе дом будет несчастливым, а несчастье заразно. Это ещё заметили древние, а средние века викинги, нанимаясь в дружину к ярлу, то есть князю, сначала выведовали, насколько велика его удача. Князь Талейран, умнейший из людей, учил своих воспитанников в МИДе Франции: “Бойтесь и избегайте невезучих, ибо невезучесть заразна”. Мне кое-что известно об этом деле, я даже книжицу написал об этом, её можно забрать здесь без денег . С точки зрения духовной, происходит замещение и вытеснение всякого невидимого негатива через создание в этом месте нового эмоционального эгрегора, через радость искусства и создание новых воспоминаний. На моей памяти это произошло со знаменитой “Руиной” в Музее архитектуры на Воздвиженке. Тогдашняя директриса музея, Ирина Коробьина, княжна Муравьёва-Апостол по происхождению, усилила эту заместительную практику, и некогда унылое полуразрушенное место наполнилось незримым светом и тихой радостью. У верующих такие места называются “намоленными”. Новые хозяева и организатор арт-мероприятий этой группы Ольга Решетникова перепрошивают это место новыми воспоминаниями, как в фильме “Вспомнить всё” (1990) со Шварценеггером и Шэрон Стоун, созданном по рассказу Филипа Дика “Мы вам всё припомним” (1966). Это правильно и дальновидно - мы есть то, что мы помним, без памяти мы манкурты. Перефразируя главную еврейскую мудрость “Чем пожелать кому-то плохо, лучше себе пожелать хорошо”, организаторы выставки идут ещё дальше: “Чем помнить о чём-то плохо, лучше о себе помнить хорошо”.
Стекло и человек - это библейские родственники
Согласно Библии, человек был создан из глины. Господь Бог слепил первого человека из этого материала по своему образу и подобию, а потом вдохнул в него душу живую. Теперь человек из песка плавит стекло и выдувает из него всё, что вложенная Богом душа пожелает, любую фантазию. Новый директор галереи Heritage Александра Высоцкая и куратор Марина Ширская сделали большое и важное дело: выставкой “Степени прозрачности”, открывшейся в среду 10 декабря, они показали, что стекольное ремесло и высокой стекольное искусство не умерло в России, что художники остались и ремесло переживает возрождение.
Стеклянные полотна Фреш Гласс
Лично для меня эта тема близка, моя жена, как композитор Бородин, не только музыкант, но и инженер-химик-технолог, окончила Менделеевский как раз как керамист, и работала в профильном НИИ, пока его не развалили в начале 1990-х, когда на науку и производство всем было плевать. Я наблюдал увядание и гибель стекольного производства и керамики, огнеупоров и электрофарфора. И было очень жаль. Потому что богемское (чешское) стекло продолжает жить с 12-го века, муранское (венецианское) стекло продолжает жить с 14-го века, а французским фирмам Baccarat и Lalique по 250 и 150 лет соответственно. В России же турбулентности и войны время от времени приводят ремёсла и технологии в упадок и фактическую утрату, но каждый раз мастерство чудесным образом возрождается.
Марина Ширинская, куратор выставки «Степени прозрачности»
Оказалось, что и на этот раз русская стеклянная птица Феникс оказалась живучее всех остальных: пока живы художники и пока людям нужна красота, ничто не умрёт. Лично мне, имевшему в своё время отношение к светопрозрачным конструкциям и современной архитектуре, понравились стеклянные полотна от ателье Фреш Гласс. Я такого раньше не видел - это реальные арт-объекты, получаемые сложным плавлением толстого стеклянного полотна в длинной трёхметровой печи. Там на дне печки художники выкладывают определенный рельеф, как, скажем, миниландшафт, на него кладут стекло и нагревают до температуры плавления, и стекло оседает, и принимает форму этого ландшафта. Потом эти полотна можно устанавливать как полупрозрачные фактурные стены, оно держится на верхних креплениях у потолка, а внизу стоит под собственной тяжестью, около 70-100 килограмм.
Ещё очень необычное впечатление производят объекты Марии Кошенковой, отечественной художницы, пропагандирующей сейчас российское мастерство в Дании. Её произведения напоминают не то коконы неземных существ, не то вырванные из титанов и великанов внутренние органы, остекленевшие под взглядом Медузы Горгоны.
Художник Мария Кошенкова у своих произведений
Много уникальных и невероятно трудоёмких вещей. Стеклянные цветы, где стебли и тончайшие лепестки клевера сделаны из стекла и собраны, толщина их меньше миллиметра, и это всё ручная работа. Стеклянные витражи в стиле Тиффани. Сложные геометрические формы абстрактных стеклянных скульптур. Тончайшие кружевные стеклянные узоры, сплетённые в канделябры. И ультрасовременные объекты утилитарного назначения - чаши, вазы, скульптуры. Есть чему удивиться.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции