Как научиться смирению и терпению?
13 декабря 2024, 09:53 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]
Недавно случился у меня интересный разговор с одним священнослужителем - мы говорили о смирении... Насколько правильно мы понимаем, что есть смирение? Покориться судьбе и терпеть? Как долго человек сможет терпеть, например, тяготы жизни и ждать лучших времен? Одни люди утверждают, что терпеть вредно для психики, а иные уверены, что перетерпев можно получить желаемое...
Я решила обратиться за разъяснениями к митрофорному протоиерею Владимиру.
КАК ЖИТЬ
– Как жить? – слышался Батюшке Амвросию Оптинскому, со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне:
– Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. Такой тон старца вызывал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. Не тужить, чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Единому Источнику вечной радости – Богу.
Тогда человек мирится со скорбями или – смиряется, и этим успокаивается. Не осуждать, не досаждать. Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово. А внешне они большей частью и за грех не считаются.
– Всем мое почтение – указывает на заповедь апостола Петра. В почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12. 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим что в вышеприведенном изречении проповедовалось Старцем главным образом смирение.
Смирение основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого не возможно спастись. О том, как мы заботимся о теле, и сколько о душе в Евангелии сказано: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет (Мк.8 6). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство души своей.
На тело, это жилище червей, этот поваленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера.
А на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами. А душа едва собирает крохи божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде, а душа от главы до ног, покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую. И своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью, только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.
Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия. Оно истощает нередко целые семейства. Для него люди готовы иногда на труды всякого рода. А бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для служения Божественной литургии. Едва несколько минут для утренней и вечерней молитв, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать, а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага. Но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ. Или избирают врача незнакомого и неопытного. И скрывают то, что известно уже и небу и аду. И чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышатся скорбь и отчаяние. А когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом. Так мы не знаем достоинства души своей, и подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод. Почему же мы, по крайней мере, не плачем подобно Адаму и Еве? У нас же большею частью забота о стяжании благ. Только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.
Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее, и заботиться о едином на потребу спасении душ наших.
Одно из важнейших качеств, необходимых христианину – терпение.
Макарий Великий писал: Христиане должны переносить скорби, и внешние, и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь христианства.
Исаак Сирин говорит: Путь Божий – есть ежедневный крест.
В Евангелии от Луки мы читаем:
– Терпением вашем спасайте души ваши (Лк. 21.19). Приносите плод в терпении (Лк. 8.15).
Апостол Петр пишет: В терпении – благочестие (2Пет. 1. 60). И апостол Павел: Преуспевай в любви, терпении» (1Тим. 6. 11).
Святитель Феофан Затворник советует:
– Еще жалуетесь на недостаток терпения – терпение никак не водворится в вас, если не будете держать глубокое чувство, что все встречающееся с вами, встречается по воле Божией. Потому встречайте то с полной покорностью воле Божией, как бы Бог стоял перед вами и приказывал вам терпеть. Тут же придут и смирение и нищета духовная и все тревоги ваши прекратятся.
В книге о современном святом старце – иеросхимонахе Серафиме Вырицком приведен замечательный разговор Бога с душой человека:
– Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо, касающееся тебя, касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знала, что от Меня это было. Что немощь твоя нуждается в Моей силе, и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
– Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя,- от Меня это было. Я Бог твой, располагающий обстоятельствами, и не случайно ты оказалась на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобой только выполняют Мою волю.
– Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что от Меня это было. Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от
Меня. Я хочу, чтобы ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать в нужде твоей: Ты не верь Господу Богу твоему.
– Пережила ли ты ночь в скорби? Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему,- от Меня это послано тебе. Я – Муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти утешение вечное.
– Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открывала сердце свое,- от Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне.
– Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от пререканий языков, Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне.
– Разрушились планы твои, поникла ты душою и устала – от Меня это было. Ты создала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и руководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты – только орудие, а не действующее лицо.
– Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские, и уныние охватило сердце твое, знай, от Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
– Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай — от Меня это было. Ибо этим томлением духа твоего испытую Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо не ты ли возносила заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли нынче вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея?
– Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одру твоему – от Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы ты познала еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благость Молю о тебе.
Дорогие мои читатели!Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал «Реальная Латвия глазами местного кота Моцарта», где вы сможете узнать самые свежие и актуальные новости о Латвии. Будьте в курсе всего, что происходит в нашей удивительной стране, наблюдая за латвийскими событиями беспристрастным взглядом нашего пушистого друга Моцарта.Здесь вы найдете эксклюзивный контент, яркие фотографии, а также интересные комментарии и наблюдения кота. Следите за свежими новостями и будьте в курсе всех событий!
Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал "Социальная сфера РФ"!
Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.
С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал "Социальная сфера РФ", и вы не пропустите ничего важного!