Борьба за власть в Дамаске вступает в решающую фазу
7 декабря 2024, 14:49 [«Аргументы Недели», Станислав Иванов, эксперт по проблемам Ближнего Востока, кандидат исторических наук ]
Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох. Наиболее крупным успехом наступавших стало взятие стратегически важных городов Алеппо и Хама, установление контроля над автострадой № 5, которая соединяет северные и центральные районы страны. Боевикам также удалось захватить значительное количество бронетехники и тяжелых вооружений.
Несмотря на то, что Анкара в своих официальных заявлениях старается дистанцироваться от происходящих после 27 ноября 2024 года в Сирии событий, отрицать роль Турции и ее вооруженных сил в этом наступлении было бы нонсенсом. Общеизвестно, что после достигнутого в марте 2020 года при посредничестве Турции и РФ соглашения о перемирии сторон турецкие власти не только контролировали анклав антиправительственных сил в провинциях Идлиб и Алеппо, а несколько ранее оккупировали курдский административный район Африн, но и создали в этих районах новые органы региональной и муниципальной власти, полицию, спецслужбы, вооружали отряды исламистов и оппозиционеров, занимались их боевой подготовкой. Попросту говоря, силовые структуры подконтрольных Анкаре сирийских территорий и радикальные исламистские группировки стали ее прокси-силами в противостоянии с правительством Башара Асада.
Значительное расширение протурецкого плацдарма в Сирии можно расценивать как реванш Анкары за отступление отрядов исламистов и сирийской оппозиции в феврале-марте 2020 года. Очевидно, Эрдоган и его окружение воспользовались ослаблением наиболее боеспособных формирований проасадовских сил в лице ливанской «Хизбаллы», которая понесла существенные потери в ходе боев в Ливане и одновременно от ударов ВВС Израиля в Сирии.
Сирийская армия после 13 лет гражданской войны существенно ослаблена и не в состоянии самостоятельно противостоять наступающим антиправительственным группировкам. Рассчитывать на помощь наспех сколоченного Ираном разношерстного шиитского войска из числа наемников - афганцев, пакистанцев, иракцев, йеменцев пока не приходится. О направлении в Сирию на помощь Асаду военных контингентов Ирана и Ирака пока не сообщается. ВКС РФ совместно с авиацией САР наносит ракетно-бомбовые удары по скоплениям наступающих, но при этом вынуждены считаться с рассредоточением боевиков в городах и населенных пунктах среди мирного населения, а также их близостью с отступающими правительственными войсками.
Пока трудно сказать, удастся ли формированиям радикалов и оппозиции захватить провинцию Хомс и продолжить наступление на Дамаск. Но такой вариант развития событий исключать нельзя. Судя по заявлениям главарей джихадистов из группировки «Гейят тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ), они намерены развивать успех вплоть до взятия Дамаска и установления своей власти. Якобы при этом исламисты рассчитывают на поддержку настроенного против Асада арабо-суннитского большинства страны (до 70 % населения).
Но возможен и другой сценарий. Если правительственным войскам при помощи иранских прокси-сил и ВКС РФ удастся все же остановить наступающих в провинции Хомс или на подступах к Дамаску, то не исключено новое замораживание конфликта и возврат к переговорам в астанинском или женевском формате. В Анкаре полагают, что в новых условиях будет гораздо легче оказать давление на Дамаск и принудить его к достижению мира на выгодных сирийской оппозиции и Турции условиях.
Эрдоган продолжает настаивать на реализации достигнутых ранее в Астане и Женеве договоренностях представителей Асада и оппозиции по принятию новой конституции страны и проведению внеочередных парламентских и президентских выборов. В Анкаре уверены, что любые выборы с участием миллионов беженцев, перемещенных лиц и сирийских граждан, проживающих на неподконтрольных Асаду территориях (всего около 15 млн человек), приведут к смене правящего в Сирии режима демократическим путем.
Усиление позиций антиправительственных сил в Сирии отвечает и интересам Израиля, который с опасением относится к превращению Дамаска в военный плацдарм Тегерана со всеми вытекающими для себя негативными последствиями. В некоторой степени имевшие место накануне ракетно-бомбовые удары ВВС Израиля по позициям, складам и транспортам с оружием «Хезболлы» и КСИР Ирана помогли успеху турецких прокси-сил. Но не менее опасным для себя Тель-Авив считает и захват власти в Сирии радикальными исламистами, которые могут солидаризоваться с ХАМАС и «Исламским джихадом» (последняя запрещена в РФ). Сегодня правительству Нетаньяху выгоднее взаимное ослабление всех сторон конфликта в САР, как протурецких, так и проиранских.
Вспышка насилия в Сирии в какой-то степени отвечает и интересам Вашингтона, который не собирается отказываться от поддержки курдских ополченцев и отрядов арабских племен Заевфратья. Смена проиранского режима Асада даже на радикальных исламистов США временно устраивает. Ведь поддержал же Вашингтон не так давно режим «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ) в Египте. США рассчитывают, что позже им все же удастся привести к власти в Сирии умеренных лидеров арабо-суннитской оппозиции, которую поддержит не только население страны, но и большинство арабских стран. Воспользовавшись моментом, ВС США нанесли удары по районам дислокации проиранских группировок на границе Сирии с Ираком, а курдские отряды под предлогом борьбы с террористами «Исламского государства» (запрещено в РФ) вытеснили правительственные войска из административного центра восточной провинции г. Дейр-эз-Зор. Поступают также сообщения о падении ещё одного административного центра - города Дараа, который является столицей одноимённой сирийской провинции, расположенной на юго-западе страны вблизи границы с Иорданией. Якобы иранский советнический аппарат и подразделения КСИР Ирана, как и семейство Асадов, в спешном порядке эвакуируются из Сирии. Руководства ОАЭ, Египта, Иордании предлагают Башару Асаду политическое убежище, чтобы избежать новых напрасных жертв и повторения ливийского сценария с Каддафи.
Главным бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии можно считать Эрдогана, который поставил на грань краха режим Асада, а жертвой этих событий и в целом кризисной ситуации в САР стал народ этой многострадальной страны. Уже погибли и стали инвалидами свыше миллиона сирийцев, 7-8 млн человек проживают в палаточных лагерях в соседних странах в статусе беженцев, около 4 млн перемещенных лиц, свыше 8 млн граждан оказались на неподконтрольных Дамаску территориях. Даже те, кто остался под контролем правительства страдают от нехватки продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости, жилья, больниц, школ и т.п. Свой негативный отпечаток на уровень их жизни накладывают ограничительные санкции западных и других стран. Если это не гуманитарная катастрофа, то что тогда можно считать гуманитарной катастрофой на нашей планете? Очевидно, что выходом из сложившейся тупиковой ситуации в Сирии мог бы стать вывод всех иностранных войск с ее территории и проведение миротворческой или гуманитарной операции под эгидой Совета Безопасности ООН.