Иноагент А. Макаревич* однажды сказал о России: «Население не удалось». Ну, ляпнул и ляпнул – чего, казалось бы, внимание на глупости обращать? Однако эту мысль, граничащую с расизмом, высказывают не только «творческие элиты», но и люди с учёными степенями, преподнося её в наукообразном виде. Свежий тому пример – пассаж иноагента М. Снеговой, которая раньше преподавала в Вышке, а теперь – в Колумбийском университете.
Пассаж в своём ТГ-канале М. Снеговая* начинает с того, что цитирует социолога Л. Гудкова из «Левада-центра»*: «Абсолютное большинство россиян говорят о том, что они не могут и не хотят отвечать за положение дел в стране, за политику руководства страны, за ситуацию в городе или в том месте, где они живут, за работу своего предприятия… Единственно, за что почти все россияне безоговорочно согласны нести ответственность, в чем они едины – это благополучие своих детей и семьи, как об этом заявляют 85–90% опрошенных».
А далее она озвучивает свой вывод (орфография и пунктуация сохранены): «…Конкретно война, в каких бы обстоятельствах Путин ее не начал, не имеет значения. Когда в начале нулевых Путин точно также отбирал у общества все свободы, почти никто не выходил на площади, протестуя против этого. Ровно в рамках тех же установок: «мы тут ни при чем», «нас это не касается». Хотя тогда режим был относительно свободным. И очевидно, что так же российское общество будет вести себя в других обстоятельствах. Оно не способно бороться за свои права. В этом плане, оно не гражданское, и демократию создать на данном этапе неспособно. Граждане сопротивляются или настаивают, защищают свои свободы. Мы пример имеем перед глазами в Украине».
Что ж.
Русские активно отстаивают права потребителей – и в результате сервис в России часто лучше, чем в странах «образцовой демократии».
Русские активно защищают свои права в суде, в том числе судятся с госслужащими. И если ты подал в суд на госслужащего не за то, что он помешал тебе бороться с государством, а, например, за то, что ты наступил в яму на тротуаре и сломал ногу, – у тебя есть возможность выиграть и получить компенсацию.
Наконец, русские показали образец активизма, самоорганизации и готовности жертвовать на общее дело, помогая фронту и исправляя тем самым оплошности государства. Цитированный выше тезис, будто русские не ощущают ответственности ни за что, кроме своих семей, с этим не вяжется никак (разве только в том смысле, что СВО служит интересам каждой российской семьи и вообще каждого россиянина).
Обвиняя русских в нежелании «бороться за права», либералы в действительности говорят вот о чём: русские не хотят бороться за ИХ, либералов, права. Не хотят, видишь ли, бороться за то, чтобы либералы могли говорить гадости о русских не только в Телеграме, но ещё и в парламенте.
*значится в реестре иноагентов
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции