Образование как социальный вопрос — основополагающий инструмент в формировании общества. На протяжении всей новейшей истории до сегодняшнего дня череда изменений в вопросе образования сложилась в катастрофическую череду мероприятий деградирующего характера. Начало положено в 90-х. Вряд ли кто-то не согласится.
Финалом стало введение ЕГЭ в 2001 году. Дальнейшие мероприятия были предсказуемы, до уровня воплощения абсурда известного юмориста и патриота своей страны. В сарказме от Михаила Задорного, освещающего эту проблему, уже не было ничего смешного. Умышленность всех негативных изменений на лицо. Любые региональные или областные манипуляции местных органов самоуправления — это лишь следствие многолетнего разрушения системы образования СССР, признанной во всём мире передовой! Мы выпускали самые передовые «галоши», летающие по воздуху, плавающее по морю и осваивающие космос. Изменения вносят не Байден и не Эммануэль Макрон, все реформаторы — это наши с вами соотечественники.
Вопросом «объединения» детсадов и школ в городе Рыбинск Ярославской области занялись чиновники госаппарата городского и областного уровня. Это исполнительная власть, и они исполняют. С рвением услужливости или тупо по привычке, в большинстве случаев непонятно. Но если бы это происходило вопреки их «добрым» убеждениям, мы, горожане, точно об этом знали. Как вы думаете?
Так что же за объединение такое?
Постараюсь сделать развёрнутый ответ хотя придётся отвлечь читателя внушительным текстом. Это — программа оптимизации системы современного образования, в которой предусмотрено объединение школ с детскими садами, школ между собой в так называемые «корпуса» с сокращением административного персонала. Делается это якобы с целью повышения зарплат педагогическому составу. Намерения благие, хотя все знают, куда они ведут обычно.
Взгляд изнутри представляет Попова Варвара Александровна — учитель истории и обществознания СОШ №44 г. Рыбинск. Преподаватель окончила факультет философии Ивановский Государственный Университет, получила второе высшее образование в Управлении культурно - образовательной и культурно - просветительской деятельностью, Университет имени К. Д. Ушинского. Отдельно замечу, что она победитель муниципального и лауреат регионального конкурса «Учитель Года России». Единственный на данный момент полуфиналист президентского шоу для педагогов Классная Тема от Ярославской области. Неоднократный наставник победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России» от СОШ №44; организатор методических мероприятий для молодых и будущих педагогов города; победитель городской премии «Признание».
А ещё Варвара Александровна — глава школьного музея «Доблесть, Отвага и Честь», посвященного участникам различных вооруженных локальных конфликтов. Попова — мама 3 детей, что во многом объясняет её профессиональную и личную заинтересованность изменениями сфере образования.
Как это будет выглядеть?
«Объединят, например, 4 школы 4 сада — и назовут это все абстрактно комплекс «Престиж».
1. Этим комплексом, в который будет входить примерно 2500 детей, будет руководить один человек! Директора сейчас ночуют в школах, разгребают кучу жалоб, вопросов, порой записаться к ним на прием не так-то просто, а что будет когда 4 школами и садами будет руководить один человек? Будет хаос, с которым справиться очень сложно! Вы скажете, в Москве же работает? — Не сравнивайте электронноразвитую Москву и Рыбинск! Там все автоматизировано! У нас все это приведет к АПОКАЛИПСИСУ!
2. А кто возьмет на себя функции директоров? Куда денут наших управленцев, которые долгие годы трудятся на благо наших детей? Ответ — понизят (давайте называть вещи своими именами) они станут руководителями корпусов, как в лагерях отдыха! Это унизительно! Это не престижно для системы образования так поступать с людьми! В первую очередь это просто не по-человечески!
3. Уберут завучей. Рыбинцы, уберут тех, к кому мы обращаемся по-любому поводу, кого постоянно ругаем и критикуем, тех, кто тащат на себе бумажную волокиту, олимпиадную и конкурсную историю, методическую и многое другое. Это люди, которых дети в школе побаиваются, уважают, жалуются им, бегут, когда нужно решить многие вопросы! Куда теперь и к кому побегут дети и родители? С советской школы эти люди были нужны и важны, а сегодня мы их убираем, чтобы дать увеличить зарплату нянечкам и воспитателям? А вы нянечек и воспитателей спросили, нужны ли им деньги, добытые подобным способом?
Теперь о детях
Давайте поговорим о наших детях! Может показаться, что их не коснется ничего, но это ложь!
1. Разрушается внятная четкая структура коллектива и школы, то есть системная структура:
- учебных классов
- учебных коллективов, которые превратятся в толпу. А в толпе человек себя чувствует очень одиноко, его интеллектуальный уровень сильно прессуется, поэтому человек в толпе ведёт себя по самому низкому уровню. Спросите любого психолога, это — факт;
2. Разрушается преемственность школьных ступеней — начальной, средней и старшей школы, ребёнок каждый раз начинает учиться как бы в новой школе.
Дорогие родители будущих первоклассников школы №10, а вы знаете, что в 1 класс ваши дети пойдут не в стены этой школы, а в стены детского сада? Потому что им просто не будет места в школе, вроде ерунда, посидят еще годик в садике!
3. Разрушается преемственность программ, разрушается единство школы, т.к. разные профильные программы. Профилизация дробит единое образование. Идёт нагнетание стрессового обучения, потому что нет ничего постоянного, ни программы не постоянные, ни коллективы не постоянные, ни учителя. Школы теряют свою уникальность! В одной школе — патриотика, в другой — волонтерство, в третьей — хор и так далее! Все это объединить не выйдет! Будут выбирать одно и убирать другое! Невозможно реализовывать в школе все и сразу нет. Хотя в теории можно, только все это будет сделано некачественно и безграмотно. Не зря говорят: «Кто много начинает, очень мало осуществляет». Для психики самое разрушительное, когда нет устойчивости!
4. Разрушается фундаментальность образования, что было самым главным достоянием советского образования, когда человек потом мог выбрать любое направление для обучения.
Сейчас оптимизируя, из школы делают вавилонское столпотворение, учеников превращают в толпу, а каждый ученик становится не личностью, а частью массы. Простите, не массы, а Комплекса — почитайте Юнга, он интересно об этом философствовал.
О детсадиках забыть?
Как же в этом случае будут детские сады? Само учреждение дошкольного воспитания — очень тонкий организм, которым точно должен управлять один человек, заведующий, а не директор школы! В садиках должен быть совсем другой подход — дошкольный, там все другое, там не нужно интеллектуального развития, там нужно психологическое развитие, личностное развитие, а это разные вещи.
И это только часть опасений, которые я вижу как учитель истории и обществознания, а так же, как мама 3 детей!»
Далее прямую речь заменяем ссылкой, в ней найдёте дополнительную информацию о тезисах по реорганизации, они в полном объёме указывают на весь перечень вопросов и уместных опасений учителей и родителей. Сформированы они также Варварой Поповой, в награду от администрации города названной «Артистичной дамой», пытаясь шуткой отмахнуться от проблемы.
В продолжение этого мнения возник серьезный общественный резонанс, идущий «снизу». Стали объединяться родители и собирать голоса с требованием прекратить подобные эксперименты. И, о чудо, в общении с чиновниками стала прослеживаться вполне себе централизованная и организованная диверсионная компания, с точно такими же объединительными процессами и в других городах области и даже в соседних регионах, в т.ч с Москвой.
Это торжество законотворческого труда от чиновников, денно и нощно радеющих за повышение уровня образования, это сказочные герои нашего времени. И называется это законотворческое чудо — пилотный проект! И видимо, для того он проводится, дабы нанести обществу «неисправимую пользу», как можно больше, и как можно скорее. К мнению общества, в этом случае прислушиваться совершенно не обязательно.
Это был «взгляд изнутри», как назвала его моя знакомая, учитель начальных классов в одной из школ г. Рыбинск. А теперь взгляд снаружи.
Меня зовут Антон Орлов, я представитель МИПОД «Бессмертный полк» в г. Рыбинск. И к педагогам имею весьма близкое отношение. И отец и мать окончили Педагогический университет им. Ушинского в Ярославле, тот самый широко известный в среде учителей и воспитателей всей Ярославской области. Отец проработал всю свою жизнь учителем, автор кандидатской диссертации по физ. воспитанию детей дошкольного возраста, автор программ и методик. Вопросы и споры о воспитании и образовании постоянно обсуждались с ним, он со своим мнением, так же был тем самым «мнением изнутри». Сам я учился в классе с углублённым изучением по педагогике и психологии. Это проект нашего школьного завуча Лавреновой Н.А., ставшей в последующем главой «Гороно» и подвижником объединения в единый «кластер» нашего Рыбинского Педучилища, где работал мой отец, и Ярославского Педуниверситета. Результаты этого объединения хоть и поверхностно, но также мне знакомы. Проходил практику в пионерском лагере «Волга». В среде моих одноклассников многие стали педагогами.
Суть вопроса мне ясна много лучше, чем простому большинству родителей города. Кстати да, детей у меня четверо. Жена имеет педагогическое образование, работает в детском саду, к взгляду «изнутри» могу добавить очень-очень и очень много интересного. Но уверен к этому никто не готов, ни администрация города, ни моя семья после реакции администрации на эти факты. Но если всё-таки это потребуется, смогу сделать «развёрнутый доклад», боюсь, что мне потребуется политическая поддержка.
В разговоры о важном, в наших школах, согласно новым методичкам, созданных среди прочего под консультативным патронажем ЮНЕСКО, уже не будут входить уроки памяти о Дне Победы. Это теперь «неважное» и исключено из обязательной программы. Это так, из наболевшего, по сути общественной нагрузки в сфере патриотических движений.
А по факту, не углубляясь в периферийные общественные движения, имеющие практику образования и воспитания, а их не мало, приходит и следующее понимание в данном вопросе. То есть общее видение ситуации такое.
Образность целостного восприятия информации в образовательных программах полностью исключена и замещена тестовой системой оценки знаний. Да, это ещё один булыжник в сторону ЕГЭ. Надеюсь, кто-то, когда-нибудь, докинет наконец до цели камень, булыжник или лучше кирпич, чтоб сразу наверняка. Такое «поколение ЕГЭ» не в силах осознать свою собственную судьбу и судьбу собственных детей. Фрагментарное восприятие к информации, не связанной между собой воспитанием, убранным из процесса образования и обучения. Вот что предлагается сейчас в качестве методологического подхода к образовательному процессу. Сознательным учителям очень тяжело работать по бесконечно появляющимся новым правилам работы. Это не пустые слова, а реальность в среде мнений множества знакомых педагогов. Одним из примеров губительных манипуляций — абсурдность домашних заданий и требований от школы — тому подтверждение. Несмотря на полную несостоятельность системы, продолжается методичное требование к переходу на цифровые платформы, которые не только имеют упрощённую суть образовательных программ до уровня некой предлагаемой информации. Образование, как логика образного восприятия информации, тут исключается полностью. Но ещё и крайне не удобны для пользователей, сырые с постоянными сбоями, а это уже вопрос к целевому использованию средств на данные цифровые платформы и их эффективности. С этим сталкиваюсь не только я, большинство думающих родителей.
Воспитание аборигенов из населения собственной страны встало на поток. И подобными пилотными проектами совершенствуется в своей губительной сути. Видимо достаточно небольшая, пока ещё небольшая, активность населения г. Рыбинска в вопросах «объединения», это и есть следствие того, что новое поколение жителей города, да и страны в целом, действительно постепенно и неотвратимо становится аборигенами на собственной земле. И часть этих людей-аборигенов уже составляют новые, молодые чиновники. К чему, вы спросите, этот бред в стиле «теории заговора»? Да потому что это не бред, а вполне себе реальность и подобный пилотный проект — один из путей укрепления данной реальности. Конечно же, потом будет сказано «хотели как лучше, но получилось как всегда», но данная формулировка уже давно перестала приниматься во внимание. Хотели именно так, как получилось в итоге. Да, именно так.
Зарплата учителей, воспитателей и людей, занятых в образовательных учреждениях, катастрофически маленькая не просто так, а в следствие бюджетной реформы 2011 года. Кадров не просто не хватает — их просто нет. Престижность профессии низкая, кадровый голод устрашающий. В моей школе, где я учился, где учатся мои дети, ушёл последний учитель иностранных языков, ей пошёл 9-й десяток! Последние профессионалы в сфере образования «информатика», супруги Староверовы ушли несколько лет назад, и это во время роста IT-технологий.
Дыры в сетках затыкаются, кем попало, кое-как. Теперь учителем школы может стать специалист, получивший педагогическое образование, без разницы по какому профилю он обучался, но, закончивший двух месячные курсы переподготовки. Аж целых ДВА месяца, видимо, это чудо-программа? А можно профессоров так же выпускать? Например: психолог для дошкольников становится учителем русского языка в средней школе. Уровень профессионализма в среде педагогов неизменно падает, и все новшества год за годом только укрепляют это падение в своём векторе движения. Любые «реформы» по сути вещей укрепляют данное положение дел. И подобное «объединение» — всего лишь продолжение линии упрощения администрирования в делах по организации образования на местах, также фрагментарно, пилотными проектами в разных городах, в разных регионах. По сути же это просто деградация.
Все методики в сфере образования средней школы, и начальной и старшей тоже, строятся так, чтоб как можно больше затруднить работу педагогов. И как можно сильнее преподнести «неустроенность» в сфере образования, как для населения, так и для отчётности на уровне министерств и правительства. Цель простая — продолжить начатое и запустить следующую волну реформ и до конца разрушить систему образования, оставить только «услуги по информированию».
Уроки страны, с чем столкнулась «лапотная Россия» с 80% необразованного населения в конце XIX века и начале XX, — нам всем предостережение. Не стоит испытывать судьбу, стоит её определять. Определять можно, только совершенствуясь и развиваясь. Без образованных, воспитанных и грамотных людей, которые должны составлять здоровое общество, готовое к любым тяжёлым поворотам истории, это невозможно.
Практика бюджетных «объединений» и реорганизаций, не предлагающих никаких реальных решений в вопросах образования, которая затрагивает только администрирование, упрощает его до уровня ведения хозяйства, — это строительство колхоза, это обратный процесс. То, что хорошо для колхоза, хорошо для колхоза, там и необходимо. А для системы образования это — деградация.
Уважаемые жители города Рыбинск, жители Страны, если в вас ещё осталась хоть часть здравого смысла и ответственности перед поколением своих собственных детей, выразите это своей активностью.
Удачи вам, а вашим детям достойного образования и достойной жизни в достойном обществе!
И отдельно для главы города Рыбинск. Дмитрий Станиславович, ваш первый предвыборный пост, когда вы баллотировались на пост главы города, — это внимание к проблемам в системе образования. Он полностью противоречит тем решениям, которые приводятся в данный момент в жизнь в нашем городе. Вполне возможно этот долгострой в среде проектов и достался по наследству, может это просто упавшая сверху директива, о которой вы не знали ранее. Но, ваши действия должны отвечать вашим словам. Прекратите это издевательство над учителями и родителями. Вы глава города, у вас есть прямая связь с губернатором и федеральным правительством. Проведите работу в аппарате управления города и департаменте образования, составляйте программы, организуйте комиссии и инициативные проекты к защите на высшем уровне. Составьте карту проекта по восстановлению жизнеспособности системы образования с привлечением финансирования, с развитием профориентирования, которому кстати положено начало. Пусть это будет тоже пилотный проект, и пусть этот пилотный проект заработает в соседних регионах, а Рыбинск, как первый разработчик такого проекта, будет делиться опытом. Может быть, кадровые решения в департаменте образования? В начале вступления в должность, такие методы вы считали правильными. Защитите наших учителей и наших родителей от беспредела, да и своих тоже. Сделайте это вместе с ними, с вашими избирателями, они уже встали на свою защиту. Пусть здесь и сейчас в нашем городе будет делаться всё необходимое для достойной жизни нас и наших детей. Иначе нет цены вашим словам.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции