Государственный музей Абхазии включил в экспозицию «героя» республики Шамиля Басаева*
25 сентября 2024, 17:58 [«Аргументы Недели», Анна Шершнева ]
В российском сегменте интернета и во многих отечественных СМИ активно обсуждают «сенсацию» — оказалось, что в Государственном музее Абхазии (построенном на деньги России) среди экспонатов есть композиция, посвящённая «герою» республики Шамилю Басаеву*. На требование Москвы убрать этот экспонат дирекция музея ответила отказом.
Разразился скандал накануне, когда снимок композиции попал в Сеть. Даже после сильного резонанса руководство музея категорически заявило, что ничего снимать со стенда не будет. Для Абхазии Басаев* — «герой» и всё тут. Не смутило чиновников то, что восстановили и содержат этот храм истории и краеведения на деньги российских налогоплательщиков.
Не секрет также то, что наша «мягкая сила» Кремля альтруистично каждый год отправляет из российского бюджета в Абхазию (номинально независимому государству) 6-6.5 млрд рублей — примерно 50-60% объёма всего бюджета республики. Похоже на то, что вновь повторилась «оказия», которая иногда свойственна нашей политике, когда раздаются внешне лояльным многонациональным халявщикам наши налоги, а в ответ получаем пинки и плевки, вместо благодарности.
Автор канала Hard Blog накануне написал, что получил видеоподтверждение из оскандалившегося музея. «И это тот самый случай, когда нам вместо благодарности плюют в лицо. Как там себя проявил Басаев* в Абхазии, уже не имеет значения. Он запятнал себя так, что никакие его былые заслуги не могут служить оправданием абхазской стороне», — написал блогер. Во времена СССР, если Герои Советского Союза совершали преступления, их лишали звания и осуждали без долгих размышлений о былых заслугах.
Сейчас в наши незалежные годы мы имеем дело с государством, которое не только смогло оформиться как страна благодаря Москве, но хорошо так сидит на дотации нашего бюджета, к тому же получает не только инвестиции из России, но и военную помощь и внешнеполитическую поддержку. В ответ же оттуда идут заявления: «Нам пофиг, кем вы там считаете Басаева*, для нас он герой». Фактически, это публичное оправдание терроризма с точки зрения закона и кощунство с морально-этической точки зрения.
В российском МИД не желают отреагировать? Разве наших дипломатов не смущает тот факт, что человека, организовавшего теракт в Беслане, в соседнем государстве считают героем. Неужели это не прецедент для разбирательства? Причём все любители отдыха в Абхазии должны подумать, безопасно ли ехать в страну, где героизируют террористов.
Хотя нам сложно пенять на соседей, ведь в Чечне ещё не везде отвыкли считать «героями» тех, кто во времена чеченских кампаний убили много русских. Да и соседи-союзники иногда сильно портят своё реноме. В Казахстане и Киргизии махровые русофобы, которые тоже прилагали руку к уничтожению русских, проживавших в Средней Азии, являются официальными героями, к мемориалам которых высокопоставленные российские делегации возлагают цветы.
Новомодные историки республик Центральной Азии через учебники, через монографии и лекции насаждают в умы нынешней молодёжи мифы о Среднеазиатском восстании 1916 года, так называемом «Уркуне» (Великий Исход). Этот исторический кровавый эпизод отсутствует в русском массовом сознании, ведь случилось оно на окраине империи, к тому же потерялось на фоне двух революций и Гражданской войны. Только в Средней Азии, а особенно в Киргизии, Москве стремятся припомнить расправу над своим народом, забывая кровавую расправу местных над русским населением. Историческое событие занимает одно из центральных мест в национальном пантеоне исторических мифов. Помогают подобные идеологические эрзацы в формировании антироссийских настроений среди местного населения. Известно, что в школьных учебниках по истории события 1916 года рассматриваются как геноцид киргизов. Снова флёром украинского «голодомора» повеялщ. Делается это опять же при нашем попустительстве и с помощью западных и турецких агентов влияния и спецслужб.
Происходит такое мифотворчество не только в Киргизии. Торжественно отмечают годовщину среднеазиатского восстания в Семиречье и в Казахстане. Запущенный правительством РК сайт National Digital History сокрушается о невероятных притеснениях во времена Российской империи и Советского Союза. При этом, о фактах жестокого убийства ни в чем не повинных русских, ставших жертвами восстания «свободных» казахов и киргизов, предпочитают не вспоминать.
Напомним, в первой столице Казахстана Алма-Ате лидерам антирусского восстания Амангельды Иманову и Алиби Джангильдину ещё в советское время установили памятники. Сейчас их бюсты расположены на Аллее выдающихся деятелей Казахстана. Опять же ничего не говорилось тогда, как и сейчас о резне русских в ходе восстания предпочитали не вспоминать, чтобы не тревожить мирное соседство с народами Средней Азии.
Не вспоминают власти центральноазиатских республик и такое историческое явление начала ХХ века в Средней Азии, на котором основывают свою национальную мифологию государства региона — басмачество. Этим словом обозначали партизанское движение, которое появилось после 1917 года для борьбы с советской властью. Басмачи, а переводится это слово на русский как «налетчик» или «разбойник», подрывали объекты инфраструктуры, устраивали диверсии и вооруженные нападения. Сами себя басмачи именовали моджахедами. В республиках Центральной Азии сейчас басмачей предлагают почитать как «героев и борцов за независимость».
Да если особо не вдаваться в подробности, но бегло осмотреть нашу так называемую «мягкую силу» национальной политики, удивляться абхазскому инциденту не будешь.
Вспомним, что посол РФ в Таджикистане Степан Григорьев вручал букет одному из идеологов таджикского геноцида русских. Престижный вуз в Бишкеке, который целиком и полностью содержит Россия, стал главным рассадником русофобии. Москва гордится построенными в Таджикистане школами, не замечая, что в них учат местных детей тому, что Россия - гнусный оккупант и колонизатор.
Аналитики подчёркивают, что такое явление закономерно, если Москва не спрашивает жесточайшим образом за каждую копейку, а вместо этого продолжает играть в «многонациональную дружбу народов» под чужие интересы, то в Азии и на Кавказе будут презирать. И русских, и Россию в целом. При этом, они не будут себя чувствовать нам хоть чем-то обязанными.
Вспомните, как в прошлом году о соответствующей позиции заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, «главный таджик» всея Руси: «Если речь не идёт о террористах, то мы должны свыкнуться с тем, что герои одних народов могут не совпадать с героями других народов. Для нас Ермолов — это символ русского офицера, присоединителя Кавказа. Для адыгов, черкесов, да и для чеченцев Ермолов — это человек, который истреблял их предков. Для нас ни шейх Мансур, ни Беноевский не могут быть... Я не испытываю никакого удовольствия от того, что именем Беноевского называется какое-то воинское подразделение. Но мы заинтересованы в том, чтобы чеченцы были лояльны, чтобы они в ходе спецоперации боролись на фронте, чтобы они несли потери, защищая наши общие интересы и так далее».
Прошло чуть меньше года, и теперь речь идёт именно о террористах. Но позиция всеобщего понимания никуда не делась, и с таким подходом нам придётся утереться от абхазского конфуза.
Даже удивительно, что в России заметили инцидент с музеем в Абхазии. Как сыронизировал один из телеграм-каналов об этнопреступности и мигрантских проблемах, «удивительно только то, что местный представитель России из глубокого уважения к абхазскому народу и ради укрепления двустороннего сотрудничества до сих пор к этой экспозиции с Басаевым не возложил цветы и не расцеловал её». Сейчас так ведь принято реагировать на вызовы нестратегического плана. Вот это действительно странно.
*- в 2003 году признан международным террористом. Зачищен ВС РФ в результате спецоперации в Ингушетии.