В начале сентября сего года в сеть было выложено обстоятельное интервью продюсера телеканалов “Пятница” и “Суббота” Николая Картозии с Надеждой Стрелец. Мне сложно судить о талантах господина Картозии как телепродюсера, ибо у меня физически нет телевизора уже лет тридцать как. Это не поза, не принципиальная позиция и даже не выпендрёж - просто я работаю с огромными массивами информации, обрабатываю и систематизирую базы данных не хуже любого программного обеспечения, и картинка в телеке, всегда имеющая эмоциональную окрашенность, сбивала бы меня с объективности и непредвзятости.
Картозия мне по-человечески понравился. Он сказал, что у него есть старшая сестра, и потому мама хотела из него сделать гения. Если его сестра - это Наталья Картозия, которая вместе со мной училась в 72-й английской спецшколе, и окончила её в 1981 году, то маму можно понять, как и убедиться лишний раз, что природа и гены науку по-любому одолевают. У нас была чудесная компания, куда ещё входила и Наташа Славская, внучка Ефима Славского, и ещё несколько родовитых товарищей. Мы интересно и фантазийно проводили время. Сейчас уже нет той культуры досуга, которую создали юные отпрыски советской аристократии. Если Наталья Картозия - это в самом деле сестра Николая, то у него перед глазами с детства были правильные примеры. Судя по его рассказам о событиях семилетней давности и ещё раньше - это в самом деле настоящий журналист и телевизионщик.
В своём интервью Николай высказал точное соображение, что инфоцыгане подменили собой очень нужный класс телепроповедников, которые невероятно популярны в иных странах. У нас тоже в 90-е транслировались чудесные передачки, вроде “Победоносного голоса верующего”; особенно мне нравился евангелист Джимми Сваггерт, которого потом поймали вдрабадан пьяного за рулем машины, полной проституток. Как учил нас старец святой жизни Григорий Ефимович Распутин: “Не согрешишь - не покаешься, а не покаешься - не спасёшься!” Не такой уж он был и колхозник, весьма смышлёный парень. Поскольку мне всегда чрезвычайно был интересен Господь Бог и всё, что с ним связано, я объездил очень много мест, где проповедуется Библия и библейские истины, независимо от конфессиональной принадлежности этих мест. На текущий момент я с огромным удовольствием слушаю Израэля Якобова, который родом из СССР, но учит Слову Божьему по всему миру.
Про себя Картозия сказал, что он - профессионал инфотейнмента. Для тех, кто не в курсе - это слово образовано от двух слов, информация и энтертейнмент, что означает индустрию развлечений. То есть это развлекалово через информацию, подача информации в удобоваримом виде, увлекательном и приятном таком, а не как на НТВ, что всё пропало и спасайся кто может. Верить суждениям этого специалиста можно, потому что именно он из двух подручных материалов сделал самых медийных личностей - Анастасию Ивлееву и Регину Тодоренко. Более того, он считает, что из чего угодно можно отлить медийную пулю, даже из Дани Милохина.
Про инфоцыган он сказал, что они сделали очень важную вещь - они распаляли в людях жадность, заставляя инернтные и безынициативные массы чего-то желать, например, часы “Ролекс Дайтона”, автомобили “Ламборгини”, виллу на Палм-Джумейре в Дубае и прочие абсолютно бесполезные вещи. Проснувшаяся и разогретая алчность вынуждала людей хоть как-то шевелиться. Именно поэтому Гордон Гекко говорил: “Алчность - это хорошо” (Greed is good), что точнее можно перевести как “Стяжательство - это благо”. Если бы люди не хотели зарабатывать и покупать, мы бы жили до сих пор в первобытном состоянии, как аборигены Андаманских островов. Но при этом инфоцыгане допускали ошибку, убеждая, что всего можно достичь без труда, лишь загадав желание, повесив на холодильник фото виллы и авто, и Вселенная сама, без усилий со стороны страждущего, найдёт способ удовлетворить все хотелки. Халяву любят не только в России, халява пользуется популярностью во всём мире, а вся инфоцыганщина пришла к нам с прогрессивного и рационального Запада. Все эти “Тайны”, “Секреты” и “Куриные бульоны для души” построены на стечении обстоятельств, создаваемых непонятными силами для осчастливливания начинающих халявщиков.
Инфобог - не Бог
В силу тотального, блистательного невежества инфоцыгане пытаются обходить стороной такую непростую тему, как библейские истины. Правильно делают. В Библии нет таких слов, как “везение” и “удача”. Встречаются неоднократно слова “счастье” и “успех”. Но слово “счастье” встречается в книге Иова, которую относят к каноническим, и в неканонических книгах, которые считаются поучительными, но не боговдохновенными. По моему разумению, ключ к пониманию траектории жизненного пути человека был сформулирован царём Соломоном, который выпросил у Бога особую, редкую мудрость. И он писал (Еккл. 8:16-17): “Когда я обратил сердце моё на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днём, ни ночью не знает сна, тогда я увидел все дела Божии и нашёл, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого”. Далее он пишет: “Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них”.
Господь Бог задаёт нам рамки, некоторую дорожную карту, но оставляет себя возможность произвола, полного произвола, хотя и клянётся нам, что Он - не человек, чтоб ему изменяться. Дословно этот пассаж из книги Чисел 23:19: “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?” Но в другом месте Он говорит через пророка Исайю: “Насколько небо выше земли, настолько Мои пути выше ваших путей, Мои мысли — выше ваших мыслей. Как небо высоко над землей, так пути Мои выше ваших путей, и мысли Мои — ваших мыслей. И как небо выше земли, так и помыслы Мои, и поступки выше ваших». Так сказал Сам Господь.” (Исаия 55:9)
Традиционно конфессии пытаются все смелые и нелицеприятные заявления Господа Бога интерпретировать в пользу Его благости и бесконечной милости. Эта тенденция получила названия теодицеи, то есть богооправдания. Суть: что Бог ни делает, всё ко благу и всё к лучшему. Но это не самое точное истолкование послания апостола Павла к Римлянам: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28). Сам Павел, будучи учёным раввином, хорошо знал Писание и традицию. Как любавичские хасиды нынешнего времени считают раввина Менахема-Менделя Шнеерсона из Любавичей Машиахом (Мессией, помазанником, Христом по-гречески), так и Павел считал своего современника Иешуа из Назарета Мессией, то есть Христом, базируясь на неистовом ожидании Мессии и на триггере в виде сверхъестественного переживания. Имеется в виду удар по мозгам, очевидно, нечто вроде инсульта, по пути в Тарсу, когда он был сброшен с лошади, ослеп на три дня и имел беседу с источником яркого света. В его цитате про то, что всё способствует ко благу, есть уточнение - “любящим Бога, призванным по Его изволению”. Однако не очень понятно, что есть любовь к Богу. Бога не видел никто и никогда, разве только Моисей со спины и пророк Иезекииль в отверстых Небесах. Как любить того, кто нам точно не понятен, кто не вписывается ни в какие рамки наших представлений о границах возможного?
С одной стороны, согласно Писаниям, человек создан по образу и подобию Божьему: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Бытие 1:26). С другой, царь Соломон указывает нам, что мы - животные или близкие к ним (Еккл. 3:18-21): “Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета! Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?”
Как мы видим, самый умный из всех живших и живущих людей, царь Соломон, обладая нереальной мудростью, проницательностью, наблюдательностью и опытом, не уверен ни в чём, кроме того, что всё кругом - суета сует и томление духа. Томление - это когда не можешь найти своё место, свой смысл, успокоиться, угомониться, когда есть устойчивое ощущение, что всё не так, и ты не на своём месте, но понять себя и найти своё место не в состоянии. Вот и томишься, беспокоишься, ждёшь чего-то. Пока не выпросишь у Бога мир Божий, который превыше всякого ума, как написал апостол Павел Филиппийцам (Фил. 4:7). При этом Павел пишет об этом в контексте исполнения человеческих желаний, считая, что откровенная беседа с Богом и ходатайство об исполнении желаний своего сердца работает таким непостижимым образом, что само божественное мироустройство и Богом даруемый душевный покой (как отсутствие беспокойства и треволнений) приведут к получению испрошенного неведанными, непредвиденными, неожиданными путями.
Бог заповедал вести себя прилично
Мы упоминали о дорожной карте, которую Господь Бог даровал человечеству, чтобы придерживаться её на своём жизненном пути. Это не только карта, но и правила дорожного движения. Они прописаны во Второзаконии в 28 главе, в Книгах Исход, Числа, Левит, в Псалмах и Притчах. На самом же деле все сводится к одному простому правилу, выведенного царём Соломоном (Еккл. 12:13): “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека”.
Через пророка Аггея Бог говорит, что всё серебро и золото - Его (Аггей 2:8). И что Он даёт золото, деньги, славу, власть тому, кому Он хочет, Он ни перед кем не отчитывается. Сильно смущает умы Книга Иова. Это самая ранняя книга, составленная ещё до Книги Бытия. Жил себе человек по имени Иов, была у него жена, дети, всякие домочадцы, и много всякого добра. И вот как-то выгнанный с небес помазанный херувим, известный нам как сатана или Люцифер, заглянул к Господу Богу и зашёл между Богом и Люцифером разговор о любви, в том числе, любви к Богу. Господь сказал, что вот есть человек по имени Иов, который любит Бога бескорыстно, а Люцифер в этом усомнился, заявив, что легко любить источник благ. Тогда Бог разрешил забрать у Иова всё, кроме жизни и жены. Соответственно, все дети, домочадцы и животные Иова умерли, состояния он лишился, а сам он покрылся кожными болезнями, и сидел в грязи, в лохмотьях, соскребая с себя гной и кровавые корки. И недоумевал: за что ж со мной так, ведь я был такой хороший? Между Иовом, его женой, тремя его друзьями происходили примечательные диалоги, над которыми есть смысл подумать. Кончилось всё разборками между Иовом и Господом Богом лично, Иов держался до последнего в своих незаслуженных несчастьях, и, в конце концов, Бог ему всё вернул: новые дети, новое богатство, здоровье восстановилось, а также общественный почёт и уважение. А так ведь сидел и жаловался (Иов.12:4): “Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный”. Бог слушал Иова и его друзей, которые обдумывали этот кейс как могли, и раздражался, а потом спросил у Иова (глава 38:2-7): “Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её, при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?” Дальше Господь Бог перечисляет свои естественно-научные достижения, основанные на созданных им законах математики, физики, химии и биологии. Это был поединок сверхтяжеловеса с трёхлетним ребёнком. И Иова достало ума не спорить, а покаяться (Иов 42:1-6): “И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”. Когда Иов смирился с Божьим произволом, признал за Господом право творить всё, что Тому угодно, то Господь успокоился и компенсировал Иову потери (Иов 42:10-12, 16-17): “И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за всё зло, которое Господь навёл на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери… После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвёртого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями”.
Всё кругом недостоверно
Мы живём в иллюзии достоверности, мы выносим обобщающие суждения, которые не могут быть истинными, потому что базируются не на истине, а на предположениях. Это касается практически всех аспектов жизни, и уж тем более, когда мы имеем дело с непроверяемыми утверждениями. Мы не знаем достоверно, будем ли мы мертвы, когда умрём, то есть выключится ли наше сознание, как лампочка в сортире, или же наше сознание отдельно от тела продолжит шариться по всяким уголкам четвёртого и пятого измерений? И где эти измерения, и чем будет питаться наше сознание, если не будет мяса и коньяка? Если же исходить из чистой прагматики, то мы - голые обезьяны, с большими мутирующими мозгами, и никакой мистики и эзотерики нет. Сознание - это электрохимическая функция высшей нервной системы, а религия - это опиум для народа. Если посмотреть на вещи эзотерически, то мы - физиологические резервуары для вечно существующих душ, которые крутятся на колесе сансары, улучшая или ухудшая свою карму, а высшая цель - слияние с первоначальным разумным духом, Высшим разумом, названным в честь водки “Абсолют”, иллюзией или творением которого мы все являемся. Что интересно - ни та, ни другая картина мира не противоречит физике. С точки зрения квантовой физики, всё состоит из точечной энергии, которая, в своё время, является ничем иным, как возбуждённым состоянием вакуума. То есть всё создано из пустоты, которая почему-то кем-то на какое-то время пришла в возбуждённое состояние и образовала материю. Ну, если есть материя, почему бы не быть там и Духу? Или Дух первичен, он возбуждает вакуум в материю? Мы бьёмся над этим вопросом, и никак его не решим, каждый решает его сам для себя.
Казалось бы, это всё бесполезные умствования, какая от них практическая польза? Тут вот какое проявляется качество. Человек, который мучается над этими вопросами всерьёз, каким-то образом оттачивает свою чувствительность как к видимой событийной картине мира, так и непроявленной подложке, подоплеке всех происходящих событий. У человека развивается чувствование, что верно, а что ведёт его в тупик. Развивается нутряное чувство, умение отличать истину от лажи. Что мы зачастую наблюдаем? В условиях плавающих переменных и неясных перспектив надо принимать жизненно важные решения. Можно действовать рационально, логично, опираясь на факты, и накосячить по-лютому - череда умных решений приведёт в тупик или к краху. А можно принять алогичное, иррациональное, неожиданное решение, которое приведёт туда, куда надо, и никто не мог предсказать, как это сработает. Но появляется внутреннее чувство глубокой правоты, что именно так и надо поступить, и это будет единственно верное решение. В общем, вывод из всего можно сделать такой: научить жить нельзя, но, если присматриваться, вдумываться, вчувствоваться, знать базовые принципы и не питать иллюзий, то можно наловчиться жить, и начать жить не просто хорошо, а даже очень хорошо, поступая всегда безошибочно и верно.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции