Обсуждается недавнее интервью бывшей замгоссекретаря В. Нуланд релоканту-иноагенту М. Зыгарю. В нём она прокомментировала российско-украинские переговоры, проходившие в марте-апреле 2022 года, то есть вскоре после начала СВО.
СМИ, чуждые проукраинской позиции («кремлёвские», говоря языком заукраинцев), преподнесли интервью как признание Нуланд в том, что отказ Украины заключить мир был обусловлен позицией США и Великобритании. В свою очередь, либеральные комментаторы называют это перевиранием, выдёргиванием слов Нуланд из контекста. Что ж, давайте погрузимся в контекст.
Вот что вещает Нуланд (перевод с английского): «Турки предложили площадку, и нас даже не было в комнате. На самом деле мы были не очень осведомлены о деталях сделки. Мы просто сказали: слушайте, мы здесь, чтобы поддержать вас. Если вы хотите, чтобы мы знали больше или знали меньше – мы здесь. И мы никогда не были до конца уверены, насколько полномочна та или иная команда переговорщиков, готов ли Путин подписаться под тем, о чём договорилась его команда. Готов ли Зеленский? Но под конец переговоров украинцы захотели проконсультироваться о том, к чему вообще всё идёт. И тогда нам, британцам и все остальным стало ясно, что главное условие Путина было зарыто в приложении к документу, над которым они работали. Оно запрещало Украине иметь после заключения сделки некоторые системы вооружений, так что Украина по сути была бы ослаблена как военная сила… Я думаю, что многие люди, а возможно и сам Зеленский, подозревали, что вот-вот попадут в ловушку».
В этом пассаже американка явно заботится о том, чтобы добавить достоинства киевскому режиму – мол, американцы ничуть не навязывались в качестве советчиков (их, представьте себе, даже не было в комнате!), украинцы решили у них «проконсультироваться» исключительно по собственной воле. Но в действительности Нуланд выставила украинских переговорщиков бестолочами: из её слов следует, что без подсказок американцев и британцев они не полностью прочли предложенные к подписанию документы. Или прочли, но не поняли, что в случае их подписания «Украина по сути была бы ослаблена как военная сила», говоря словами Нуланд.
Переводя с языка американской дипломатии на нормальный человеческий, получаем следующее. Делегация Украины на переговорах не отказалась сходу от российских требований по ограничению украинских войск и вооружений. Не отказалась, поскольку это выглядело как компромисс, а не как капитуляция. Но американцы и британцы объяснили украинцам: это капитуляция, не подписывайте, воюйте, умирайте, оружие мы вам дадим.
А вообще об этих переговорах всё сказал в 2023 году глава украинской делегации Д. Арахамия (перевод с украинского): «Они готовы были закончить войну, если мы возьмём – как Финляндия когда-то – нейтралитет и дадим обязательства, что мы не будем вступать в НАТО. Фактически ключевой пункт был этот».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции