Появился новый бренд – «народы Москвы»
11 сентября 2024, 17:44 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
В Сети смеются над вывеской московского общепита, в которой прохожему обещаны «кухни народов Москвы». Смешно-то оно смешно, но вдобавок тревожно.
Чтобы оправдать массовую миграцию в Российскую Федерацию из инокультурных государств, иногда пытаются представить эти народы в качестве «народов России». Финт малоэффективен, потому что народы России – категория, если угодно, юридическая. Ими являются: государствообразующий русский народ – раз; народы, имеющие в РФ свои территориальные автономии, – два; народы, включённые Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, – три. На этом всё. Средняя Азия и Закавказье – это, если кто забыл, заграница, а потому титульные нации Средней Азии и Закавказья в категорию «народы России» не входят.
В свою очередь, свежеиспечённая формулировка «народы Москвы» никакого юридического наполнения не имеет. Следовательно, является гораздо более гибкой и растяжимой, а потому – чреватой. Я не хочу сказать, что маркетологи вышеупомянутого общепита придумали этот бренд с целью поспособствовать притоку иностранных мигрантов в Москву, но опасаюсь, что формулировку подхватят чиновники столичной мэрии. Если в их публичном лексиконе появится выражение «народы Москвы», этому непременно надо будет оппонировать.
Нельзя недооценивать силу воздействия языка, формулировок, словесных манипуляций. Словосочетание «народы Москвы» означает, что любой народ, представленный в Москве (а тем более – обильно представленный), находится здесь у себя дома. А значит, имеет право всячески преумножать в Москве свою численность и свою культуру. «Прими это как данность, русский житель Москвы, иностранцы здесь такие же хозяева, как ты», – вот что сквозит в этой формулировке.
Нет уж. Есть народ России (население России), есть народы России (см. выше), а Москва – это не государство, так что «народа Москвы» нет, а уж тем более – «народов».