> Митрофорный протоиерей Владимир Полторак: Борьба с унынием даётся непросто - Аргументы Недели. Балтия

//Мнение 13+

Митрофорный протоиерей Владимир Полторак: Борьба с унынием даётся непросто

3 августа 2024, 17:53 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

Уныние — «всепоражающая смерть» и 3 способа бороться с ним.

Что есть уныние? Почему оно возникает? Как Святые Отцы в Православии трактуют этот смертный грех? Митрофорный протоиерей Владимир даст объяснение этому "чувству".

Сильную печаль или уныние святые Отцы метафорически сравнивали с пастью льва: не успеешь заметить, как оно может быстро поглотить или пожрать человека, уничтожить его. Иоанн Лествичник назвал уныние «всепоражающей смертью».

Уныние часто также сравнивали с леностью, упадком сил, потерей мужества. Особенно сильно уныние способно нападать на человека в середине дня, в полдень. Поэтому его порой отождествляли с «полуденным бесом» из 90-го псалма (Пс. 90:7).

Иногда человека в состоянии сильного расстройства, которое близко к унынию, клонит ко сну, хотя он и не является уставшим. Поэтому про уныние также говорили, что ему соответствует состояние сонливости, отягчение души и тела.

По-древнегречески уныние ἡ ἀκηδία (akēdia). Дословно на русский это слово переводится как «беспечность», «нерадивость», «беззаботность». Образовано древнегреческое уныние от приставки ἀ, имеющей в данном случае значение отрицания, и слова τό κῆδος (kēdos), что значит «тревога», «забота», «горе».

Можно заметить, что налицо вроде бы некий парадокс: ведь, казалось бы, уныние как раз возникает как следствие слишком сильной озабоченности чем-то, когда человек чего-то страстно желает, но не может этого получить или достигнуть. Вот он и начинает сильно печалиться или унывать. Однако, на наш взгляд, тут есть своя логика. Беспечность и беззаботность в данном контексте следует отождествлять с праздностью, которая есть одна из основных форм внешнего проявления уныния, а также — одна из главных причин его возникновения. Это ситуация безделья или внутренней неспособности действовать, когда у человека в духовном смысле опускается руки, и он уже не может бороться за наличие смысла в своей жизни. Все можно перенести в жизни, говорил русский философ Николай Бердяев, если ты видишь в этом смысл.

1. Одно из главных средств в борьбе с унынием — терпение (древнегреческое слово ἡ ὑπομονή). Об этом лекарстве против уныния сказал сам Христос: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21.19).

2. Другие важнейшие средства борьбы с унынием — это надежда (человек «с благой надеждой закалает уныние, мечом первой умерщвляя второе») и покаяние, память о своих грехах («плачущий о себе не знает уныния»).

3. Но, наверно, самое важное средство (и самое сложное к применению в состоянии уныния) борьбы с этой страстью — молитва, когда Бога молят о том, чтобы даже невозможное стало возможным. Тогда пропадает почва для уныния и отчаяния. Ведь они и возникают оттого, что человек не видит выхода из сложившегося положения дел. Но вот что по этому поводу говорил, например, христианский философ Кьеркегор: «В возможном верующий сохраняет вечное и надежное противоядие от отчаяния; ибо Бог может все в любое мгновение… Спасение — это высшая невозможность для человека; но для Бога все возможно! Именно здесь происходит битва веры, которая сражается как безумная за возможное».

Дорогие мои читатели!
Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал «Реальная Латвия глазами местного кота Моцарта», где вы сможете узнать самые свежие и актуальные новости о Латвии. Будьте в курсе всего, что происходит в нашей удивительной стране, наблюдая за латвийскими событиями беспристрастным взглядом нашего пушистого друга Моцарта. 
Здесь вы найдете эксклюзивный контент, яркие фотографии, а также интересные комментарии и наблюдения кота. Следите за свежими новостями и будьте в курсе всех событий!


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте