Актёр Сергей Марочкин: «похоже, современная режиссура в театральном мире заболела и довольно серьёзно»
16 июля 2024, 16:23 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
Тренд «я художник — я так вижу» стал в последнее время многих напрягать. Напрягать непонятной переделкой классики и безвкусицей, а иногда и откровенной пошлостью.
Только недавно возмущение общественности вызвали показы в театре имени Ермоловой откровенной пошлости в виде спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» и «неИдеальный Че». Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Дно театрального искусства — в театре Ермоловой сравнили Родину с половым органом». И вот теперь, новая «режиссёрская находка». Теперь уже привезённая в столицу в рамках гастролей санкт-петербургским ТЮЗом.
Как вам Ассоль, работающая в публичном доме? А его завсегдатель Грей? Или изнасилованная и затем покончившая жизнь самоубийством мать Ассоли? Читали вы подобное у Александра Грина? А вот в спектакле это есть. Грей и Ассоль знакомятся в борделе, постоянно пьют, куча пошлых намёков (и даже прямых гадостей). Да, на сцене всё довольно прилично, но ... от Грина только название и имена героев.
Мюзикл подают с ремаркой «16+». Но детей младшего возраста в зале полно. Ведь это же «Алые паруса»! Только вот родители, бабушки и дедушки, приведшие своих маленьких чад на это действо, не предполагают, что паруса то с «чернушкой» ... Ещё раз: маму Ассоль насилуют и она кончает жизнь самоубийством. Лейтмотивом идут песни про пиво, мадеру, виски, сигары, папиросы. Грей владелец борделя. И дамы с пышными телесами изображают фрикции с матросами. Судите сами.
Зачем издеваться над классикой? Обесценивать все посылы авторов, менять мотивации героев, «от себя» менять их жизнь? «Я художник — я так вижу»? Есть же множество современных пьес, почему бы в них не вкладывать все свои извращённые замыслы? Но кто пойдёт на спектакль «по-современному», где можно ожидать всего, что «художнику» угодно? А на классику пойдут! А значит и заработать можно. И увы, коверканье классических произведений, за что незабвенный Юрий Мефодьевич Соломин вообще наказывать как за уголовное преступление хотел, в наше время происходит нередко.
«Похоже, современная режиссура в театральном мире заболела и довольно серьёзно. Почему-то каждый второй режиссёр решил, что классика уже не актуальна, а зритель непременно ждёт очередную трактовку любимых произведений. Только вот, эти трактовки, порой, ничего от самого произведения не оставляют, кроме названия, на которое бедный доверчивый зритель и попадает», — пишет актёр Сергей Марочкин.
По его словам, учителя уводили детей, закрывали им глаза и уши, родители краснели и испытывали жуткую неловкость. И никто на входе не предупредил, что спектакль 16+, спокойно пускали маленьких детей и даже не сказали, что их ждёт. А ведь это может нанести психологическую травму неокрепшему сознанию, навсегда отвадить от театра и, как минимум, испортить вечер. Почему так? Да потому, что сегодня во многом искусство заменяет понятие «как можно больше заработать». Режиссёры и театральные продюсеры мастерски продают любую чернуху под видом классики или даже детских спектаклей. И, как думается, им не особо значимо что подумает и скажет зритель — лишь бы билеты на спектакль успешно продавали. Ну как тут не вспомнить слова режиссёра с большой буквы, народного артиста СССР Георгия Товстоногова?
«Надо понимать, что зритель ходит в театр не только ради режиссерских открытий и находок и совсем не ради знакомства с нашими новациями. Ему, зрителю, интересны прежде всего Шекспир и Достоевский, Ибсен и Мольер, Чехов и Горький. Секрет и тайна режиссерской профессии, режиссерской удачи в том и состоят, чтобы наиболее глубоко, современно и точно прочесть автора, понять и воплотить его. И тогда зрителя уже будет интересовать не просто Шекспир, а Шекспир Брука, Мольер Планшона, Розов Эфроса и т. д. Огни Театра, Театра с большой буквы, зажигает сопряжение драматурга с режиссером. Современный режиссер должен быть в первую очередь самым лучшим читателем из живущих сейчас, в XX веке. Значение прекрасной и сложной профессии режиссера — в максимальном приближении к авторскому замыслу, к смыслу первоисточника, а не в эксплуатации своего дарования, каковое рано или поздно истощится, как бы велико оно ни было», говорил ставший классиком отечественной режиссуры Товстоногов.
Эх, ушло то время, когда во главу угла ставились талант и желание принести людям пользу, знание, искусство, а не банальное желание побольше денежных купюр...