> Турция пытается расширить свое влияние в Центральной Азии - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Турция пытается расширить свое влияние в Центральной Азии

16 июля 2024, 11:32 [«Аргументы Недели», Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук ]

В условиях довольно жесткой конкуренции со стороны России, Китая и стран Запада Анкара всячески стремится усилить свои позиции и влияние в странах Центральной Азии, которая воспринимается в Турции как близкий ей исторически регион наряду с Ближним Востоком, Балканами и Южным Кавказом. Не случайно Турция стала первым государством, признавшим независимость центральноазиатских республик.

Главными инструментами во внешней политике Анкары на этом направлении стали исламский фактор, этническая и культурная общность тюркоязычных народов. Турция пытается играть роль собирателя земель и защитника «тюркского мира» и одного из лидеров современного исламского сообщества. Важная роль при этом отводится Управлению по делам религии Турции (Дианет) и созданному им Турецкому религиозному фонду. В последние годы все более заметна в регионе и деятельность Организации тюркских государств со штаб-квартирой в Стамбуле. К полноправным членам этой организации (Турции, Казахстану, Узбекистану, Киргизии) в ближайшее время ожидается присоединение и Туркменистана, который пока остается в роли наблюдателя.

С максимальной для себя выгодой Турция использует возросшую потребность стран ЕС, Китая, Индии, стран Юго-Западной и Центральной Азии в поиске новых коммуникаций и альтернативных транспортных коридоров на фоне продолжающегося украинского кризиса. Анкара весьма активно использует для усиления своего влияния в Центральной Азии все имеющиеся у нее в распоряжении финансово-экономические рычаги (торговлю и инвестиции в региональные проекты).

За последние годы Турция вложилась в несколько масштабных региональных проектов, в частности, в строительство международного аэропорта в Ашхабаде и восстановление морского порта в Туркменбаши. Более того, в 2020 г. турецкий холдинг «TAV Airports» приобрел 100% акций аэропорта Алматы — крупнейшего города Казахстана. Планы на будущее также амбициозны: Турция намерена совместно с Китаем реализовать проект Транскаспийского транспортного маршрута, который соединит Китай и страны тюркского мира с Южным Кавказом и Европой. Анкара стремится увеличить поставки казахстанской нефти по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан и туркменского газа через Трансанатолийский газопровод — часть проекта «Южный газовый коридор». Такие планы подтверждают намерение Анкары стать «энергетическим хабом» всей Евразии, через который газ из Центральной Азии, Азербайджана, России и Восточного Средиземноморья будет поступать в Европу.

Несмотря на отсутствие общих границ с Центральной Азией, Турция становится одним из наиболее важных торговых партнеров региона. За последние годы она существенно увеличила свой экспорт в регион и стала закупать больше товаров из Центральной Азии. Торговля с Турцией становится все более выгодной для стран Центральной Азии, поскольку эта региональная держава превращается в стратегически важный транзитный коридор и быстро растущий внутренний рынок. Общий объем товарооборота Турции со странами ЦА уже превысил 12 млрд долларов в год, в регионе оперируют более 4,5 тысяч турецких компаний. Основная часть внешней торговли приходится на тройку главных партнеров Турции в ЦА: Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Только в последнем государстве турецкие компании реализовали более 1400 проектов на общую сумму в 50 млрд долларов. Безусловно, лидерами в торговле со странами центральноазиатского региона остаются Китай (89 млрд долл.) и Россия (44 млрд долл.), но Турция уверенно занимает свою нишу в этой области и постепенно наращивает объемы двусторонней торговли с каждой из стран региона.

Помимо углубления торгово-экономического и энергетического сотрудничества со странами региона, Турция стремится укрепить отношения с государствами Центральной Азии в военной и военно-технической областях. Актуальной для Анкары остается идея создания «Армии Турана» — военного блока тюркских государств. Первые шаги в сторону этой инициативы были сделаны еще в 2013 г., после основания «Организации евразийских военных правоохранительных органов» (TAKM), куда вошли Турция, Азербайджан, Киргизия и Монголия. Желание вступить в TAKM изъявлял также и Казахстан. Цель организации заключается в развитии сотрудничества правоохранительных органов государств-участников. TAKM ставит своей задачей наладить более тесное взаимодействие и координацию усилий по борьбе с организованной преступностью, наркотрафиком, терроризмом и контрабандой в регионе. Тем не менее, особых успехов в сколачивании какого-либо регионального военно-политического блока на базе ТАКМ Анкара пока не добилась, поскольку часть стран ЦА уже являются членами ОДКБ, а Турция остается активным членом НАТО. В Анкаре и столицах стран ЦА учитывают и то обстоятельство, что вряд ли Россия, Иран и Китай отнесутся безучастно к созданию в регионе нового военного блока под эгидой Турции.

Тем не менее, достигнуто соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве между Турцией и Узбекистаном, обсуждается и турецко-казахстанское стратегическое партнерство в этой области. Турция уже поставляет вооружение и боевую технику в Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Туркменистан.

Как выше отмечено, Анкара уделяет значительное внимание и такому инструменту как «мягкая сила». В рамках Организации тюркских государств функционируют Международная организация тюркской культуры, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Международная тюркская академия, а также Фонд тюркской культуры и наследия. С помощью этих организаций, различных просветительских и образовательных программ и проектов идет активная популяризация идей умеренного ислама, «новой тюркской идентичности», турецкого языка, культуры и истории, оказывается гуманитарная помощь странам региона. Турция также реализует довольно широкую программу образовательных стипендий под названием «Стипендии Турции». В странах Центральной Азии имеются турецкие школы Министерства национального образования Турции. В городе Туркестан Казахстана успешно функционирует Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, в четырех филиалах которого обучается свыше 8 тыс. студентов. В столице Киргизии г. Бишкеке имеется Турецко-Киргизский университет Манас. Значительные средства выделяются также турецкими государственными и частными организациями на строительство мечетей и создание сети религиозных и просветительных учреждений в странах ЦА. Ведется и активный поиск в местных элитах лиц, способных лоббировать интересы Турции, пропагандировать турецкую модель государства и общества, создавать благоприятные условия для укрепления влияния Турции в странах региона.

Несмотря на то, что Вашингтон и его западные союзники предпочитают усиление Турции как представителя НАТО в регионе в противовес Китаю, России и Ирану, Анкара в торгово-экономической, энергетической и других областях начинает конкурировать в Центральной Азии и с западными странами. Безусловно, переоценивать роль и значение Турции в центральноазиатском регионе было бы не совсем корректно. Страны региона строят свои отношения с Анкарой на прагматичной и взаимовыгодной основе и стараются воздерживаться от их излишней политизации или милитаризации. Россия и Китай остаются приоритетными стратегическими партнерами стран ЦА во всех областях, включая оборону и безопасность.

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте