В Москву сегодня должен прилететь премьер Венгрии Орбан. Так пишут венгерские СМИ. Визит вроде с одной стороны официальный, с другой тайный. Во всяком случае, в Кремле его пока не подтвердили. Вероятно дело в том, что Орбан, на днях побывавший в Киеве, везёт с собой какое-то закрытое послание. Если оно сработает, о встрече скажут. Если нет, то на нет и информации нет.
Но Бог с ней, с тайной дипломатией, на то она и тайная. Интересно другое: почему столь ответственную миссию доверили европейскому лидеру не первого ряда? Нет, конечно, венгерский премьер парень известный, в Москве отторжения не вызывает, не друг и не враг, а так. В марте с Трампом ручкался, за что получил заочную выволочку от дедушки Байдена. Но всё-таки не настолько значимый, чтобы решать вопросы войны или мира на европейском континенте.
Однако, если в это уравнение со многими неизвестными вместо «Х» и «Y» подставить Китай и его императора Си, то картинка становится более понятной. Пекин сейчас поставлен в несколько двойственное положение. С одной стороны, скажем так, геополитической, ему выгоден российско-украинский конфликт. Тому много причин, но основная заключается в том, что внимание и ресурсы США в основном направлены на него, а не на АТР. Но с другой стороны, экономика Китая буксует и надо наращивать экспортные пути и возможности. Особенно во всеядную Европу.
Но любой китайский груз, идущий кратчайшим путём через территорию России пока токсичен для еврорынка. Значит, конфликт надо сворачивать. А для этого нужен верный и преданный посредник, которого встретят, накормят и спать уложат по обе стороны баррикад. И желательно, без больших (как у Эрдогана!) амбиций. Чтобы лавры миротворца не присвоил. И тут Орбан просто незаменим.
Китай крупнейший не европейский инвестор в венгерскую экономику. В 2023 году Венгрия привлекла в общей сложности 13 млрд евро /около 13,86 млрд долларов США/ прямых иностранных инвестиций, из которых около 8 млрд евро /около 8,53 млрд долларов/ - из Китая. А общие цифры достигли 16 миллиардов евро. Воистину «всепогодное всеобъемлющее стратегическое партнерство в новую эпоху», - как было сказано во время майского визита Си в Будапешт.
Плюс строительство скоростной железнодорожной магистрали Белград—Будапешт протяженностью 350 км, которое ведут китайские компании, с перспективой ее продления до македонской столицы Скопье и дальше до греческого порта Салоники. По планам Пекина именно магистраль Салоники—Будапешт должна стать в будущем одной из ключевых при доставке китайской продукции в Европу.
Так что выбор венгерского премьера в качестве протянутой мирной китайской руки совсем не случаен, а исполнен глубокого пекинского смысла. Товарищ Си, как всегда, не делает ничего просто так.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции