Иранские президентские страдания
2 июля 2024, 09:02 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]
Очень забавно выглядят порой заголовки наших газет. Например, «Кого Москва хотела бы видеть президентом Ирана?» или «Кто устроит Россию в кресле иранского президента: реформатор-медик или фундаменталист?».
Ребята, перестаньте считать себя центром геополитической Вселенной, выпейте водички и выдохните. Вас тут не спрашивают. Иранские властные кланы разберутся сами. Разумеется, при помощи электората. Кто бы ни пришёл на второй по значимости иранский государственный пост, а президент Ирана - это всё-таки номер два в табеле о рангах, Москве придётся иметь с ним дело. Так же как новому президенту Исламского государства придётся иметь дело с Москвой.
Санкционные «магниты» вынуждены притягиваться друг к другу, «чтоб не пропасть поодиночке». Итак, второй тур выборов (как странно это звучит по отношению к, казалось бы, автократичному Ирану!) президента ИРИ состоится 5 июля.
В него вышли условный реформатор Масуд Пезешкиян и условный консерватор Саид Джалили. Экс-министр здравоохранения, кардиолог Пезешкиян набрал десять с половиной миллионов голосов, а представитель духовного лидера Ирана в Высшем совете национальной безопасности республики Джалили - на миллион меньше. «Восток - дело тонкое!», поэтому и условность эпитетов. Считается, что участник ирано-иракской войны, известный своими резкими высказываниями Пезешкиян (на теледебатах назвал политическую карту Ирана зараженной "эпидемией лжи"), сторонник нормализации отношений с Западом. Человек по-своему прогрессивный. Значит, не будет дразнить американских гусей, сократит поддержку трёх «Х»: ХАМАС, Хезболла и хуситы, уменьшит антиизраильскую риторику. Плюс, не будет так активно поддерживать Китай и нас, грешных.
Его оппонент, консерватор, «фанатичный экстремист» (так его называют находящиеся за границей некоторые эксперты) Джалили, говорят, может пойти на конфликт с Америкой и коллективным Западом в развитии национальной ядерной программы и даже провести испытания «ядерной бомбы».
Также на дебатах он заявил, что заставит весь мир пожалеть о санкциях в случае своей победы. Трамп же сказал, что санкции против Ирана станут «парализующими». В общем, Трамп и Джалили на постах президентов одновременно, представляются адской смесью. Но есть и другая сторона иранской медали.
Если Трамп начнёт закручивать Тегерану гайки, то Джалили некуда будет деться от сближения с Пекином и Москвой. Радоваться рано: сотрудничество будет ситуативным. При этом Тегеран может перехватить у нас китайский рынок нефти, введя серьезный дисконт. Есть ли шансы у Джалили? Есть. Востоковед Андрей Серенко пишет: «Галибаф призвал своих сторонников отдать голоса за Джалили во втором туре выборов президента Ирана. Если избиратели Галибафа послушают его и хотя бы частично выполнят просьбу «кандидата в президенты номер 3», то именно галибафовские сторонники решат исход президентских выборов-2024. Для победы Джалили хватит и половины голосов Галибафа». Как говорится: «запасаемся попкорном».