Пока на ПМЭФ обсуждают нефть, газ, налоги и, куда от этого деваться, проклятую геополитику, российские крестьяне мечтают о господдержке при экспорте сена и соломы. И вы зря смеетесь, мировой рынок прессованного сена оценивается в 4,5 миллиарда долларов. И растет сумасшедшими темпами.
Между тем, в России 44 миллиона гектаров неиспользуемых сельхозземель (20 млн из них пашня!) из 380 миллионов га земель сельхозназначения. Да мы сеном-соломой весь мир закидать можем.
Вице-премьер Патрушев на ПМЭФ привел интересные цифры по агроэкспорту. Так, наша страна является крупнейшим экспортером пшеницы и мороженой рыбы, занимает второе место на мировом рынке подсолнечного и рапсового масел, третье место – на рынке ячменя. Сегодня на глобальном рынке почти 25 процентов пшеницы и 30 процентов подсолнечного масла имеют российское происхождение.
А вот про сено-солому он, к сожалению, ничего не сказал. И понятно почему. Российские аграрии не блещут результатами в соломенном экспорте. Пока во всяком случае. А ведь это серьезное подспорье. Плюс, продукт не попадает ни под какие санкции и чрезвычайно востребован. В том числе, в арабских странах, в которых растет поголовье крупного рогатого скота.
Сегодня мировым лидером искусственно высушенного и спрессованного сена являются США, в 2022 году страна поставила на мировой рынок 5 миллионов тонн готового продукта. Это почти половина всего объема глобальной торговли, который превысил 10 миллионов тонн на сумму 4,3 млрд. долларов. За Америкой следуют ЕС с объемом поставок в 2022 году 2,8 миллионов тонн. Далее следуют Австралия (1,2 миллионов тонн), Канада (0,9 миллионов тонн), Аргентина (0,24 миллионов тонн). Мы экспортируем всего лишь несколько тысяч тонн.
Между тем, эксперты прогнозируют рост рынка сена к 2027 году до 32 млн тонн за счет появления новых покупателей - арабских и азиатских государств, где животноводство развивается быстрыми темпами, а для выращивания кормов не хватает воды. И надо занимать эту нишу.
Тем более, что самое вкусное и полезное сено из люцерны, которая у нас прекрасно растёт везде. Кроме, пожалуй, земель с вечной мерзлотой. А маржинальность соломенного бизнеса выше, чем у зернобобовых и масличных культур вместе взятых. Единственное «но» - оборудование для сушки и прессования очень дорогое. Но тут государство могло бы и помочь. Тем более, оно окупится быстро.
Китай, который рядом, готов покупать почти 6 миллионов тонн! Миллионами тонн потребности в сене также оперируют Северная и Южная Америки, ЕС, Япония, страны Персидского залива. Все требуют — дайте сена! И нам вполне по силам занять в ближайшие годы до 20 процентов этого рынка.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции