Проба сил или отложенная война между Ираном и Израилем
3 июня 2024, 21:37 [«Аргументы Недели», Станислав Иванов Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук ]
Особенностью новой волны насилия в регионе стала активизация радикальных исламистских группировок, которые стали играть ведущую роль в протестной идеологии и политике на Ближнем Востоке. Господствовавшая до событий «арабской весны» 2011 г. идеология арабского национализма и панарабизма отошла как бы на второй план. Вслед за Египтом и Иорданией все больше арабских стран берут курс на нормализацию отношений с Израилем.
Место арабских националистов занимают проповедники идей радикального ислама и панисламизма. Наиболее опасную и уродливую форму это явление приняло в период создания на территориях Сирии и Ирака (2014-2017 гг.) Исламского халифата, когда боевики-джихадисты угрожали взятием Дамаска и Багдада. Понадобились усилия десятков иностранных государств, чтобы справиться с этим террористическим монстром. С 1979 года на роль главного борца с Израилем и защитника арабов-палестинцев стал претендовать теократический режим иранских аятолл.
Нерешенность палестинской проблемы и отсутствие прогресса во всеобъемлющем ближневосточном урегулировании (БВУ) провоцировали также дальнейшую радикализацию палестинских группировок и их региональных союзников. ХАМАС и «Исламский джихад» (запрещен в РФ) в секторе Газа, ливанская «Хизбалла», йеменская «Ансар Аллах», иракская «Хашд аш-Шааби» с помощью Ирана, Катара и ряда других спонсоров смогли не только сформировать боевые отряды, но и получить доступ к ракетам, дронам и другим видам современных вооружений. Израиль вынужден был создать национальную систему ПВО «Железный купол» и построить защитные инженерные сооружения на границе с сектором Газа, но это не спасло его от массированной атаки палестинских боевиков 7 октября 2023 года. Ответная военная операция Израиля под кодовым названием «Железные мечи» сопровождается разрушением инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, десятками тысяч погибших мирных жителей и гуманитарной катастрофой в Газе.
В апреле 2024 года состоялся обмен ракетными ударами непосредственно между Израилем и Ираном, что стало новым опасным этапом эскалации международной напряженности. 1 апреля 2024 г. ВВС Израиля нанесли ракетно-бомбовые удары по зданию рядом с консульством Ирана на юго-западе столицы Сирии Дамаска. Погибли два генерала и несколько старших офицеров КСИР. Удары ВВС Израиля по целям и объектам проиранских военно-политических группировок типа «Хизбаллы» в Сирии не являются чем-то экстраординарным и наносятся регулярно уже в течение нескольких лет. Как правило, объектами атак Израиля становятся автомобильный транспорт и склады с оружием, принадлежащие ливанской «Хизбалле» или КСИР Ирана. На этот раз в Тегеране расценили атаку ВВС Израиля как нападение на дипломатическую миссию и непосредственно на территорию ИРИ.
Уже 13-14 апреля Иран осуществил ответную военную операцию под кодовым названием «Правдивое обещание». С территории Ирана, Ливана, Ирака, Сирии и Йемена были запущены в сторону Израиля около 300 баллистических, крылатых ракет и беспилотников. По сообщениям израильских официальных источников, 99 % воздушных целей были сбиты силами национальной ПВО во взаимодействии с союзными странами (США и Великобритания) или потерпели крушение по техническим причинам. Лишь несколько ракет и их обломков упали на авиабазе в пустыне Негев и на улицах населенных пунктов, пострадали несколько десятков мирных жителей.
Тель-Авив не пошел на дальнейшую эскалацию военных действий, ограничившись чисто символическим ответным ударом своих беспилотников 19 апреля 2024 г. по авиабазе вблизи города Исфахан. О возможных жертвах и разрушениях в Иране не сообщается. Якобы накануне удара по объекту в пригороде Исфахана израильские власти поставили об этом в известность Вашингтон и, не исключено, что американцы по своим каналам проинформировали Тегеран.
Похоже, что большой войны на Ближнем Востоке на этот раз удалось избежать. Правительство Б. Нетаньяху сосредоточено на военной операции в секторе Газа и стремится как можно скорее завершить разгром отрядов палестинских боевиков, чтобы реабилитироваться в глазах своего электората после явного провала 7 октября 2023 г. Положение Б. Нетаньяху и возглавляемой им правой коалиции весьма непрочно, не исключаются досрочные парламентские выборы и отставка кабинета министров. К тому же, стратегический союзник Израиля в регионе в лице США в данном случае предпочитает играть в этих событиях сдерживающую роль. Вашингтон вступает в заключительный этап президентской выборной гонки и администрация Байдена не намерена в этот ответственный для нее период ввязываться в сколько-нибудь сомнительную авантюру на Ближнем Востоке.
Еще более взвешенную и отчасти пропалестинскую позицию заняли европейские государства. Ирландия, Испания и Норвегия 22 мая 2024 г. заявили о своем признании Государства Палестина, увеличив общее число таких стран до 146. Страны ЕС вынуждены считаться с последними резолюциями ГА ООН с осуждением действий Израиля в Газе и призывающими Совет Безопасности принять Государство Палестина в члены ООН. Кроме того, мусульманские общины в Европе оказывают все растущее давление на свои правительства.
Тегеран, продемонстрировав своему народу и прокси-силам в регионе готовность на равных давать отпор «сионистскому врагу», тоже занял выжидательную позицию. Иранское руководство реально оценивает военные потенциалы региональной ракетно-ядерной державы Израиля и стоящего за ним стратегического союзника – США. Только в зоне Персидского залива и на Средиземном море Вашингтон располагает десятками сухопутных военных баз и ударными группировками ВМС и ВВС. Большая открытая война с этими силами может привести к нежелательным последствиям для Ирана. Могут обостриться внутренние противоречия в стране и не исключен распад государства по национальному признаку.
Для Израиля остается жизненно важным не допустить появления у ИРИ ядерного оружия, поэтому нельзя исключать повторения ограниченных операций ВВС Израиля по типу уничтожения иракского ядерного реактора «Озирак» в 1981 году или сирийского ядерного объекта в 2007 году. При этом главными целями для Израиля в Иране могут стать обогатительные заводы в Натанзе и Куме, ядерный центр в Исфахане и ядерный объект в Парчине.
Однако, израильское командование учитывает, что стоящие у него на вооружении истребители-бомбардировщики нуждаются в дозаправке в воздухе, а многие стратегические объекты Ирана укрыты на большой глубине и поразить их можно только специальными зарядами или бомбами. Очевидно израильское руководство вынуждено будет считаться и с мобилизационными ресурсами Ирана. В мирное время в действующей армии ИРИ примерно 600 тысяч военнослужащих в строю и еще около 350 тысяч подготовленных резервистов. При численности населения в 88 млн человек Иран может мобилизовать в вооруженные силы еще несколько миллионов военнослужащих. Вступать в открытую войну с Ираном или наносить удары по конкретным объектам даже после завершения военной операции в секторе Газа Израиль вряд ли решится.
Что касается Тегерана, то похоже, что главные свои задачи на современном этапе он решил вполне успешно. Масштабный палестино-израильский вооруженный конфликт сорвал наметившийся в последнее время процесс дальнейшего признания арабскими странами Государства Израиль. Даже страны ЕС и подавляющее большинство членов ООН встали на сторону палестинцев в конфликте с Израилем. Таким образом, Иран в какой-то мере вышел из международной изоляции, оказался как бы в одном строю с арабскими и мусульманскими странами и, больше того, стал претендовать на роль регионального лидера в борьбе за справедливое ближневосточное урегулирование. Одновременно иранское руководство продемонстрировало своему населению возросший потенциал своих вооруженных сил и достижения национальной военной промышленности. Подготовка и проведение досрочных президентских выборов в стране в связи трагической гибелью Э. Раиси также вынуждает иранские власти проявлять сдержанность во внешней политике и сосредоточиться на внутренних делах.