Неоколониализм на марше
29 мая 2024, 19:33 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]
В материале «Весь мир в труху» «АН» начали серьезный разговор о геополитических изменениях, происходящих на наших глазах. Сегодня ученые и, прости Господи, политологи -"пикейные жилеты" спорят, разбившись на два лагеря. Одни доказывают, что глобализация крепчает как маразм. Вторые утверждают, что путь в коммунальную "воронью слободку", каковую хотели собрать из земного шарика транснациональные корпорации и некоторые страны-гегемоны, закрылся окончательно.
Истина же, как всегда, где-то там. Как утверждают умные люди, история зачастую идет по спирали: трагедия на новом витке превращается в фарс. Но чаще всё просто зависит от того, на чьей стороне ты находишься. Колониализм был трагедией? Конечно, но только для попавших в колониальное рабство. Для метрополий он был источником дохода, поставщиком безропотных слуг и служанок и так далее. Фарсом в конечном итоге.
Весь двадцатый век, особенно вторая его половина, прошли в борьбе колоний за свободу и независимость. Советский Союз тратил миллиарды, чтобы финансировать освободительные революции, которые подрывали сырьевую экономическую базу противостоящего нам Запада (колонии — это всегда про сырье!). Интересно, что завоеванная свобода и суверенитет в подавляющем большинстве бывших колоний принесли не процветание, а повальную нищету, безработицу, инфляцию и, как следствие, кровавые войны. В очень отдельных случаях, ЮАР, например, угнетенные махнулись ролями с угнетателями: кто был никем, стал всем по праву цвета кожи.
В начале XXI века говорить о колониях или неоколониализме "pas comme il faut", неприлично. Ныне это называется расширение рынков сбыта, увеличение объема товарооборота между странами, стратегическое партнерство и сотрудничество. Отец лжи придумал множество таких оборотов речи, скрывающих реальное положение дел». А оно нехитрое: если ты гонишь куда-то только различное сырье, а в обмен получаешь современные бусы (оборудование для добычи этого сырья, телефончики, электронику и прочее), то ты, увы, колония. В крайнем случае, имеешь полуколониальный формат экономики.
Возьмём Африканский континент. Как подсчитали экономисты, у Анголы почти 98% стоимости экспорта составляет сырая нефть. Чад - 95% экспорта, Судан - 93%. В Алжире более 83% экспорта приходятся на 3 формально разные, но близкородственные товарные группы — сырую нефть (63%), продукцию нефтепереработки (10,5%) и сжиженный природный газ (10%). Де-юре эти страны суверенны, де-факто — колонии хозяев скважин и оборудования.
От такого экономического неоколониализма избавиться не просто трудно, но почти нереально. Экономическая метрополия внимательно следит и выкорчёвывает по необходимости ростки какой-либо современной продукции с приличной добавленной стоимостью: «Тень, знай своё место!». Но, конечно, лучше и юридически закрепить статус «господин-раб». Причём имя господина не обязательно должно звучать по-английски или по-французски. Китайский тоже сойдёт. И тенденции такие намечаются. Благо противодействовать некому. Об авторитете той же ООН султан Эрдоган высказался однозначно: «Принеси, подай».
Продолжение следует.