Аргументы Недели → Мнение 13+

Новый учебник истории: разбираем политическое. Шаг 11

, 17:43 , Обозреватель отдела Общество

Новый учебник истории: разбираем политическое. Шаг 11

Продолжаем вскрытие политической начинки единого школьного учебника, посвящённого истории России в XX веке. Параграф шестой. Октябрьский переворот свершился – что дальше?

• В перечне основных событий, предваряющем параграф, бросается в глаза любопытная формулировка: «5–6 января 1918 г. – работа Учредительного собрания». Гораздо более важным событием, нежели однодневная работа Учредительного события, был его разгон большевиками, прервавший его первое и единственное заседание, – однако авторы здесь на этом не акцентируют. В то же время одной из двух иллюстраций, открывающих параграф (вторая иллюстрация – картина «Декрет о земле» В. Серова), является агитационный плакат эсеров, который сопровождён подписью: «Накануне созыва Учредительного собрания партии соревновались между собой программами и лозунгами». Складывается странная картина: выборы Учредительного собрания предельно важны, а его разгон – не особенно.

• Параграф начинается так: «Всероссийский съезд Советов в октябре 1917 г. принял ряд исторических решений. Главные из них — декреты о мире и о земле — были приняты по предложению Ленина. Декрет о мире провозгласил выход России из Первой мировой войны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего демократического мира, т. е. мира без аннексий и контрибуций. Правительствам Германии, Австро-Венгрии и Турции было предложено начать переговоры о заключении перемирия». Здесь тема повисает в воздухе – ничего не говорится о реакции перечисленных стран на это предложение. А сказать есть что: Ленин рассчитывал, что после такого его пиар-хода «трудящиеся» воюющих государств соблазнятся и начнут устраивать у себя социалистические перевороты по типу большевистского. Ан нет, не сработало. Интернационалистская большевистская риторика не пошатнула национально-патриотический настрой этих народов – война не прекратилась.

• «В основу Декрета о земле были положены крестьянские наказы, направленные сразу после свержения монархии в адрес I Всероссийского съезда крестьянских депутатов. В них крестьяне требовали отмены частной собственности на землю и установления уравнительного землепользования. Эти требования были частью программы партии эсеров, а не большевиков. Но Ленин прекрасно понимал, что новая власть прежде всего должна удовлетворить чаяния большинства населения по вопросам земли и мира». Авторы не уточняют, что декретом предписывалось многообразие форм землепользования: подворного, хуторского, общинного, артельного. Как и не уточняют, что очень скоро, в 1918 году, большевики начнут люто попирать это крестьянское раздолье, встанут на путь фактического огосударствления земли – военного коммунизма и экспроприации сельхозпродукции, которые не соответствовали «чаяниям большинства населения» ни в коей мере.

• Декрет большевистского Совета народных комиссаров о печати никак не комментируется и при этом частично цитируется: «Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулемёты. Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путём явно клеветнического извращения фактов».

• Советская «Декларация прав народов России» (удостоенная, кстати, места в перечне главных событий перед параграфом) описана так: «2 (15) ноября 1917 г. была опубликована Декларация прав народов России, провозгласившая равенство народов и их право на самоопределение, т. е. образование самостоятельного государства. Отменялись все национальные и религиозные ограничения». Как видим, право на образование самостоятельного государства поставлено авторами в один ряд с равенством, то есть преподносится скорее положительно, нежели нейтрально. Весьма сомнительный подход для страны, которая совсем недавно поборола ичкерийский сепаратизм, а сейчас пожинает горькие плоды сепаратизма украинского.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram