Наверное, нет другого такого продукта, который вызывал бы столь же конфликтные споры, тревогу и беспокойство, как водка.
Любая информация об изменениях правил её продажи, а уж тем более цены, вызывает сильное брожение в обществе. Поэтому неудивительно, что предложение многолетнего водочного лоббиста— директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, о необходимости выпускать дешёвую водку для бедных, вызвало массу критики. Дешёвую — по сто рублей за пол-литра и, якобы, из благих пожеланий для россиян. Дело, мол, в том, что сегодня многие покупают контрафактную, то есть подпольно выпущенную водку, чем наносят ущерб своему здоровью и бюджету государства. Ведь с «подпольщиков» никаких налогов, не прямых, не косвенных, не возьмёшь. Вся бешенная прибыль идёт в их личные закрома. Выходит, по мнению В. Дробиза, дешёвая водка принесёт только благо.
Но так ли это? И не слишком ли дорогой ценой придётся расплачиваться за эту дешевизну? Одна из главнейших проблем России — сокращение её населения. При чём в основном, а точнее сказать, прежде всего русского народа. И водка здесь играет не последнюю роль. К моменту распада СССР русских по национальности насчитывалось в стране около 147 млн. человек, что составляло почти 3% населения планеты. По переписи 2010 г. в России было 111 млн. русских (77,7% населения страны). Но уже в 2022 году количество русских, согласно переписи, сократилось до 109 млн. человек. И это, несмотря на вступление в Россию Крыма с его населением в 1,7 млн. человек и полмиллиона жителей Донбасса. Без этих добавок русских сократилось ещё больше.
В чём причина? Не испаряется же народ? Нет. Дело, в так называемой, естественной убыли. То есть, в превышении смертности над рождаемостью.
Почему русские не хотят рожать, вопрос отдельный и многогранный. А вот почему массово умирают — ответ более ясный. Даже по заявлению официальных лиц, одна из главных причин — алкоголизм. Например, по мнению министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко «до 75% всех смертей мужчин в России в определенной степени связаны с потреблением алкоголя». При этом Росстат называет цифру: 50 тысяч человек в год.
Но другие исследователи называют иные цифры. По данным Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Свердловской области, с «помощью» алкоголя Россия ежегодно теряет до 400 тысяч человек. Почему такая большая разница? Потому, дескать, что смертность от алкоголя прячется за другими причинами: циррозом печени, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Это при нынешних, довольно высоких, ценах на водку. Если предложение В. Дробиза получит поддержку власти, то удар дешёвой водкой для бедных по русскому народу, можно будет сравнить с ядерным взрывом. Ведь пьют, главным образом, русские. В мусульманских республиках потребление алкоголя почти нулевое: Ислам запрещает. Ещё в «Повести временных лет» приводятся слова князя Владимира Святославовича, якобы сказанные им, миссионерам из Волжской Булгарии в ответ на предложение принять Ислам: «Веселие на Руси есть пити, иначе нам не жити».
К слову сказать, при нынешней тревожной обстановке с народом, исповедующим православие, наша Церковь могла бы более жёстко и наступательно осуждать алкоголизм. А то ведь со временем можно остаться без паствы.
Пьют во всех странах (кроме мусульманских) и везде пытаются с этим бороться. Где-то мягче. Где-то жёстче. Например, в Финляндии несколько десятилетий действовал сухой закон. В целом, он сильно оздоровлял нацию. Даже несмотря на некоторые издержки. Так финские мужики, чтобы разносить доставленную тайком на ночных катерах из советской Эстонии водку, перешли на сапоги с высокими голенищами. В них легче было спрятать плоские бутылки. А туристы из страны Суоми трезвыми добирались только до буфета на советском теплоходе или до пивной в Ленинграде. Назад их вели под руки, а иногда несли на руках.
Но и после отмены сухого закона, государство, монопольно владеющее выпуском и реализацией алкогольной продукции, ввело довольно суровые правила продажи. То есть, вместо огульной либерализации, жёсткие правила.
А у нас разводят руками: ох, нехорошие предприниматели, мешают государственному рынку подпольным выпуском водки в огромных количествах. Да ещё травят этим людей.
В Соединённых Штатах, на которые многие привыкли равняться, вроде бы тоже встречается фальсификат. Однако там за него суровая ответственность. Если потребитель отравился, но остался жив, «подпольщику» 20 лет тюрьмы. Если помер — электрический стул.
Необязательно перенимать полностью методы борьбы за здоровье нации. Но суровость к фальсификаторам надо значительно повысить. Тогда не потребуется выпускать дешёвую водку для бедных, которая в действительности, станет колоссальным ударом по здоровью народа и даже его существованию.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции