Про безвизовый режим в ярком свете теракта
26 марта 2024, 15:44 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
Споры о том, кем заказан теракт, не прекратятся никогда. Но вроде бы никто, за исключением самых лютых конспирологов, не сомневается, что исполнители – эти задержанные мужчины. То есть – иностранцы-среднеазиаты.
Первый вопрос, идущий на ум: «Какого хрена они вообще очутились на территории России?»
Этот вопрос абсолютно справедлив, но в наших реалиях столь же и наивен. Очутились, потому что могут. Потому что граждане среднеазиатских республик имеют юридическое право – въезжать в Россию на основании одного только желания въехать. Называется – безвизовый режим.
Обсуждая это, я столкнулся с утверждением, будто ставить безвизовый режим под сомнение – аморально. Говорится примерно следующее: «Нельзя знать заранее, что человек опасен, а значит, нельзя заранее ограничивать его в правах».
Что ж, придётся разжёвывать.
Чтобы кого-то ограничить в каком-то праве, сперва нужно, чтобы он им обладал. Если сейчас, при наличии безвизового режима, развернуть на границе какого-нибудь мигранта из-за того, что он не вышел лицом, – да, это будет нарушением его прав. Но сам по себе безвизовый режим с Россией не является априорным правом среднеазиатов, которое было бы присуще им от рождения, подобно праву на жизнь. Ни в Конституции РФ, ни в конституциях среднеазиатских республик, ни в документах ООН, слава Богу, такого не написано. Распахнутые для Средней Азии границы РФ – это лишь воля российских властей и не более того.
Я могу воспринимать (хотя и сомнением) экономические и геополитические доводы за безвизовый режим, но конкретно морально-этических оснований для него нет. Напротив, морально-этические соображения подсказывают другое: нужно защищать права граждан России, и в первую очередь – право на безопасность.