Законопроект: вернуться в 1954-й и отменить передачу Крыма
12 марта 2024, 13:17 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
Единороссами К. Затулиным и С. Цековым внесён в Госдуму законопроект о признании незаконным и недействительным решения 1954 года о передаче Крыма Украине. Зачем это надо?
В пояснительной записке авторы напоминают: «На момент обсуждения вопроса на заседании Президиума ЦК КПСС самих документов от республик РСФСР и УССР не существовало — можно предположить, что они еще и не знали, какой сюрприз им приготовил Н.С.Хрущев. Совет Министров РСФСР 5 февраля 1954 г. принял Постановление «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». В тот же день такое же Постановление одобрил Президиум Верховного Совета РСФСР. Президиум Верховного Совета УССР принял Постановление с просьбой о передаче Крымской области 13 февраля 1954 года».
То есть политическое решение было принято именно в ЦК КПСС, а затем проведено через высшие государственные органы РСФСР и УССР. Причём эту процедуру, как видим, даже не попытались оформить правдоподобным образом: сперва появилось российское постановление о передаче Крыма, и только потом, через восемь дней, – украинское постановление с соответствующей просьбой.
И далее читаем: «Хотя высшим органом государственной власти РСФСР являлся Верховный совет РСФСР, Конституция не предоставила ему право на изменение суверенной территории России. Очевидно, что такое решение могло быть только результатом волеизъявления всех граждан РСФСР, то есть референдума (всенародного опроса). В соответствии с полномочиями ВС РСФСР (статья 33, пункт «а»), Верховный совет был вправе поручить своему Президиуму проведение такого референдума (опроса) о передаче Крымской области УССР. Но, как мы знаем, партийные и советские власти не удосужили себя подобным образом. Референдум о принадлежности Крыма в 1954 году, в отличие от 2014 года, не проводился».
Всё сказано верно, но возникает вопрос: преследует ли законопроект какие-либо цели помимо защиты исторической правды?
Если цель в том, чтобы дополнительно обосновать возвращение Крыма в Россию, то получится, что четыре новоприсоединённых региона имеют на это меньше оснований, то есть как бы «не все» основания. С другой стороны, законопроект в случае принятия может стать прецедентом для дальнейшего пересмотра советского самоуправства в отношении русских земель.
А несомненное достоинство законопроекта состоит в том, что он высвечивает дискриминацию РСФСР внутри СССР. Для всех, кто критикует или, наоборот, восхваляет СССР в качестве «русской империи», появился повод задуматься. Осталось использовать этот повод.