Зерновой междусобойчик
11 марта 2024, 11:57 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]
Страны участники международного объединения БРИКС задумались о своей зерновой бирже. На долю БРИКС после расширения приходится по 44 процента мирового производства зерна и его мирового потребления. Как говорится, сам Бог велел. Главное, чтобы не получилось как с общей идеей общебриксовской валюты. Все «за», но воз и ныне там.
Идею о создании такой биржи, на которой вдали от американских глаз и их же санкций, можно было бы торговать зерном, в том числе и пшеницей, в нашей стране поддержали на самом-самом верху. Ну вы понимаете! Собственно, идея витала в воздухе.
Страны БРИКС к концу 2023 года производили 1,17 млрд т зерновых в год (42% мирового объема) и потребляли 1,1 млрд т (40% мирового потребления). После расширения БРИКС 1 января текущего года за счет новых стран производство зерна в объединении достигнет 1,24 млрд т в год (44% мирового), а потребление приблизится к 1,23 млрд т (44%).
Та же ситуация с пшеницей: производство составит 377 млн т (48%), потребление — 374 млн т (47%). Производство кукурузы достигнет 501 млн т, ее потребление — 484 млн т. Оба показателя составляют 40% от мирового объема.
Во всяком случае, такие цифры проводятся в письме Союза экспортеров зерна в Минсельхоз, которое и послужило катализатором идеи назревшего зернового вопроса.
Нынче же мировые цены на «золотую нефть» определяются почему-то на биржах в Чикаго и Париже, не в самых дружелюбных для нас странах. Мировая буржуазия держит за горло мировую продовольственную безопасность. Конечно, не без выгоды для себя. Создание третьей зерновой силы-биржи поможет разжать эту костлявую и алчную руку гегемона. В этом уверены авторы письма.
Если же говорить по сути, то идея весьма здравая. Самая большая сложность будет в том, чтобы внутри БРИКС, который состоит как из производителей-экспортеров, там и из импортеров зерна, найти разумный цифровой компромисс. Не впутывая при этом политические хотелки сторон.
Но как показали бодания с введением единой валюты организации, эти вопросы кажутся неразрешимыми. Во всяком случае, пока.