Могучий взрыв эмоциональных чувств народа: к 100-летию со дня смерти Ленина
15 января 2024, 18:23 [«Аргументы Недели», Владимир Корнилов, доцент, к.э.н., город Ярославль ]
21 января 2024 года исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. Почти на протяжении всего ХХ столетия он воспринимался как один из самых выдающихся политических и государственных деятелей за всю тысячелетнюю историю Российского государства. На наш взгляд, это прекрасно отражено в небольшом стихотворении замечательного советского поэта Леонида Мартынова «Где Ленин?» (1965 г.).
«Ленин в Мавзолее.
И на медали. И в звезде.
Где Ленин?
Даты, юбилеи…
Но где же Ленин? Ленин где?
Где Ленин?
Он на полках книжных.
Но не стоять же целый век
На постаментах неподвижных
Ему во мгле библиотек!
Где Ленин?
Поздний вечер манит
Спокойно погрузиться в сны,
Но Ленин вдруг в окно заглянет:
— А все вопросы решены?
Где Ленин?
Вот его квартира,
Вот кабинет его в Кремле.
Где Ленин?
Там, где судьбы мира
Вершат народы на земле!»
Однако на исходе ХХ века, когда усилиями либерал-демократов в России произошла реставрация капитализма, с образа Ленина была снята маска святого, исключительно непогрешимого в мыслях и поступках вождя Октябрьской революции и основателя советского государства. Взамен ее ниспровергатели ленинских идей и преобразований в стране надели на него маску святотатца. На этом основании они требуют ничто не сохранять, что связано с его именем. В том числе ликвидировать его усыпальницу (Мавзолей), а тело предать земле. Считаем, если амплитудного характера оценка деяний Ленина будет и дальше продолжаться, то мы никогда не приблизимся к истине, что в перспективе грозит народам России продолжением политических и социально-экономических потрясений. События, происходящие сейчас на Украине, - грозное предзнаменование всем республикам на территории постсоветского государства. Там все началось с массового уничтожения памятников Ленину, затем на государственном уровне возникли оголтелые национализм и пещерная русофобия, как идеологические оружия против идеологии интернационализма и коммунизма и в конечном итоге - приход к фашизму. Что это означает для человечества? Достаточно вспомнить германский фашизм: нацистское мракобесие, газовые камеры, холокост русского, еврейского и других народов, план «Барбаросса». За невыученные уроки истории, выражаясь словами выдающегося русского историка В. Ключевского, она, как надзирательница, наказывает людей.
Следует начать с того, как современники Ленина восприняли его уход из жизни. 22 января 1924 года в 11 часов утра Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, открывая XI Всероссийский съезд Советов в Большом театре, попросил всех встать. По его лицу катились слезы. В течение нескольких минут он молчал не в состоянии произнести слово. Полились звуки траурного марша, нарушая звенящую тишину. Когда закончилась музыка, М.И. Калинин сдавленным голосом, превозмогая душившие его рыдания, сказал: «Я принес Вам страшную весть о нашем дорогом товарище, Владимире Ильиче. Вчера он перенес еще один удар, который парализовал его и он (пауза) умер». Тут же в зале раздались стенания скорби и рыдания. Делегаты Съезда на разные лады, как заклинание, повторяла имя Ленин. М.И. Калинин продолжал стоять на сцене в полной растерянности от того, что происходило в огромном зале, и не в силах приостановить нарастающую истерику сотен и сотен людских голосов, делегатов конференции. Зал привел в чувство секретарь Президиума ЦИК СССР А. Енукидзе, который, перекрыв густым басом людские стенания, потребовал соблюдения тишины, чтобы прослушать официальный бюллетень-некролог от имени Политбюро ЦК РКП (б). В.В. Маяковский, великий советский поэт, так передал атмосферу восприятия делегатами Съезда Советов печальной вести.
«Пора открывать! Чего они мешкают?
Чего президиум, как вырубленный, поредел?
Отчего глаза краснее ложи?
Что с Калининым? Держится еле.
Несчастье? Какое? Быть не может!
А если с ним? Нет? Неужели?
Потолок на нас пошел снижаться вороном.
Опустили головы – еще нагни!
Задрожали вдруг и стали черными
люстр расплывшихся огни.
Превозмог себя и встал Калинин.
Слёзы не сжуешь с усов и щек.
Выдали….
– Вчера в шесть часов пятьдесят минут
скончался товарищ Ленин! –
Этот год видал, чего не взвидят сто.
День векам войдет в тоскливое преданье.
Ужас из железа выжал стон.
По большевикам прошло рыданье.
Тяжесть страшная!
Самих себя выволакивали волоком.
Разузнать – когда и как? Чего таят!
В улицы и в переулки катафалком
Плыл Большой театр».
Решение сохранить тело Ленина первоначально возникло «не сверху», а «снизу», по желанию сотен и сотен тысяч людей того времени. Следовательно, когда сегодня время от времени раздаются предложения на предмет судьбы тела Ленина и его усыпальницы на Красной площади, необходимо подходить к столь деликатному вопросу не столько с позиции сегодняшних политических веяний (они наверняка носят конъюктурный характер), сколько с учетом массовой реакции граждан на смерть руководителя советского государства. Видный американский историк и писатель Р. Пейн, автор одной из авторитетнейших книг на Западе о Ленине, довольно подробно пишет о мотивах возникновения Мавзолея, как усыпальницы вождя Октябрьской революции. «Надо сказать, большевистские вожди не ожидали столь могучего взрыва чувств народа. Несколько километров от Горок до ближайшей железнодорожной станции люди несли гроб на своих плечах. И потом, уже в Москве, в самую пургу, его гроб снова несли на плечах от Павелецкого вокзала к Дому союзов, бывшему дворянскому Благородному собранию. Со всех концов России несметными тысячами в Москву стекался народ (Выделено нами – В.К.). Людские потоки устремились к Колонному залу. Утопая по колено в снегу, в двадцатиградусный мороз паломники выстраивались в длинные очереди. На улицах горели огромные костры, так люди пытались хоть немного согреться. Поначалу было решено, что каждую ночь двери, через которые в Дом союзов текла очередь, будут закрываться. Но они оставались открытыми днем и ночью. С каменными лицами, не отрывая глаз от мертвого тела, они молча шли мимо гроба и, даже находясь почти у выхода, повернув голову назад, продолжали смотреть, как завороженные, на восковой лик, покоящийся на подушке». Под сводами Колонного зала приглушенно слышались звуки революционных песен, которые доносились снаружи. Их пели многотысячные толпы, ожидавшие очереди на улице. Откликаясь на многотысячные предложения потрясенных до глубины души смертью Ленина отдельных граждан, коллективов фабрик и заводов сохранить тело вождя для грядущих потомков II Всесоюзный Съезд Советов принял постановление над могилой Ленина возвести на Красной площади «достойный мавзолей».
Могучий взрыв эмоциональных чувств народа был обусловлен следующими моментами. Народ с именем Ленина, как первого лица правящей партии коммунистов, связывал окончание только что завершившейся чрезвычайно кровавой братоубийственной по количеству погибших людей (свыше 10 млн.) и экономически разрушительной (потенциал страны был отброшен на десятки лет назад) Гражданской войны. С именем Ленина связывал первые успехи в возрождении сельского хозяйства и промышленности в ходе осуществления новой экономической политики (НЭП). С именем Ленина связывал создание СССР как федерации 4-х советских республик (РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика), преодолев сепаратизм местных националистически настроенных элит. Вопреки современному стереотипу, возникшему в немалой степени с подачи лидера ЛДПР В. Жириновского, что распад Российской империи на национальные государства был инициирован большевиками, на самом деле, этот процесс запустило Временное Правительство. В марте 1917 г. оно восстановило автономию Финляндии и дало согласие на создание в будущем независимой Польши. В июне 1917 г. самочинно созванная Центральная Рада объявила об автономии Украины и потребовала от Временного Правительства, чтобы ей передали в управление огромную территорию. Во-1-х, ту, что сегодня является Украиной, во-2-х, Северный Кавказ на том основании, что Екатерина II, ликвидировав Запорожскую Сечь, переселила казаков на территорию Кубани и Терека. По украинскому примеру в июле 1917 г. была создана Белорусская рада. Претендуя на роль национального правительства, она добивалась признания политической автономии Белоруссии. В сентябре 1917 года начал отделяться Северный Кавказ, поскольку в Екатеринодаре было учреждено «Объединенное правительство Юго-восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей». К концу 1917 г. от России отделились Закавказье, Литва, Бессарабия и т.д. Дело дошло до провозглашения независимости губерний и даже уездов. Например, в Брейтово (Ярославская губерния) с фронтов I Мировой Войны стали возвращаться солдаты, вдохновленные идеями РСДРП (б), они вместе с местными жителями в ноябре 1917 года создали свою Советскую республику, воспользовавшись неурядицей местной волостной власти. Наконец, на ментальном уровне население страны воспринимало вместо Царя первых лиц Партии коммунистов как олицетворение государственной власти. Не случайно во всех учреждениях государственной власти в первые годы Советской власти появились портреты Ленина, Троцкого, затем после смерти Владимира Ильича Сталина и т.д. Подобное восприятие руководителей страны отсутствует в странах развитой демократии. Заявлять на этом основании, что мы с точки зрения западной демократии политически менее развиты и являемся политически отсталым народом, ни в коем случае нельзя. У российского народа такое отношение к высшим руководителям страны сложилось исторически на протяжении многих столетий и это стало его ментальной чертой.
Следует заметить, что Православная церковь во главе с Патриархом Тихоном, несмотря на все коллизии, имевшиеся между церковью и Советской властью, откликнулась с исключительно проникновенными словами в адрес усопшего. «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Грядущие века да не изгладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. (Выделено нами – В.К.) Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй, христианской душе». Многие миряне обращались к Патриарху Тихону на предмет возможности панихиды по Ленину. На что он ответил: «Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать».
Регулярно смотрю канал «Спас», который является лучшим среди других телевизионных каналов в популяризации духовного и культурного наследия и возрождения России. К сожалению, на канале время от времени имеются передачи, в которых Советский период в истории российского государства преподносится исключительно в негативном плане. У неосведомленного зрителя вполне складывается впечатление, что ее суть заключалась, прежде всего, в расстреле священников, уничтожении церквей и монастырей. Совершенно игнорируется исторический подход в освещении событий того периода. Речь не идет об умолчании фактов. Необходимо о них говорить, но в духе того времени, периода Гражданской войны, в которой жестокость и насилие имели место со стороны всех противоборствующих сил. В годы Гражданской войны все ее участники, так или иначе, были повязаны большой кровью. Говорить о том, что «красные» - убийцы, а «белые» и открыто вставшая на их сторону Церковь – «пушистые и добрые» - это антиисторично. Современное церковное руководство должно признать в качестве исторического факта, что преобладающая часть священноначалия Русской церкви выступила в поддержку Временного правительства в ходе Февральской буржуазной 1917 года, желая освободиться от бюрократической опеки со стороны государства в лице Обер-Прокурора, установленной Петром I, и одобрила насильственное отречение Царя Николая II.
В реалии после свержения Царя к решению вопросов по выходу страны из жестокого кризиса оказалась способной только партия большевиков и ее беззаветные сторонники. Партия была на тот момент наиболее идейно-сплоченной политической организацией молодых и энергичных ее членов (средний возраст 32-33 года), прошедших суровую школу политической борьбы с царским режимом. Большевикам пришлось, подобно Петру I и его окружению, поставить Россию на дыбы, чтобы направить страну в созидательное русло, пройдя все круги ужаса Гражданской войны. В воспоминаниях П.И. Чагина, второго секретаря Азербайджанской компартии в 20- годы, касаясь своих встреч с С. Есениным в Баку, отмечается: Я в долгу перед образом Ленина, — говорил Есенин. — Ведь то, что я писал о Ленине — и «Капитан земли» и «Еще закон не отвердел», — это слабая дань памяти человека, который не то что как Петр Первый Россию вздернул на дыбы, а вздыбил всю нашу планету».
Ленинский проект государственного устройства бывшей царской империи в начале 20-х годов ХХ столетия был привлекателен и в социально-экономическом и культурном отношении для трудящихся. Несмотря на издержки, которые имели подчас трагический характер для населения в годы индустриализации и коллективизации, народ в целом поддержал ленинский проект, о чем свидетельствовали итоги Великой Отечественной войны. В отличие от преобразований, например, Петра I или Столыпина ленинская модель переустройства страны не находилась по большому счету в противоречии с традиционной Россией, а, наоборот, опиралась на ее ценности. Столыпин, делая ставку на единоличника-крестьянина и кулака, насильственно разрушал общину. Ленин же, видя в крестьянской общине форму коллективного хозяйства, ориентировался на разные формы кооперации, которые стали важнейшей основой создания крупно-товарного сельского хозяйства. Попытки в постсоветские годы (90-е годы) реанимировать столыпинскую реформу сельского хозяйства, пропагандируя лозунги «Фермер страну накормит», «Колхозы и совхозы – агрогулаги» сошли на нет в нулевые годы (начало 2000-х годов). Сегодня снова ориентация на крупно-товарные предприятия сельского хозяйства в виде агрохолдингов. Это позволило страну из импортера превратить в экспортера ряда важнейших видов сельхозпродукции (зерно, свинина, подсолнечное масло, сахар и др.).
Культурная политика Петра I и последующих царей носила узко-сословный характер и акцентировала внимание в основном на освоение только европейских ценностей. Большевистская культурная революция захватила все народы многонациональной России и базировалась на «овладение достижений всего человечества» (Ленин) и в том числе своей национальной культуры многочисленных народов, живших на территории СССР. Благодаря реализации ленинской программы культурной революции советское государство превратилось в космическую державу с мощным ракетно-ядерным потенциалом, под зонтиком которого российские граждане пока неуязвимы для врагов до сих пор.
В 1920 году известный английский писатель-фантаст Г. Уэллс встретился с Лениным. После встречи с Владимиром Ильичом он охарактеризовал его «кремлевским мечтателем». Он совершенно не поверил в ленинский план электрификации и промышленной модернизации страны, рассчитанный на 10-15 лет. Когда он снова приехал в СССР и воочию увидел грандиозные преобразования в области электрификации и промышленности, то признал, что он, несмотря на свое дарование фантаста, не мог предвидеть правоту ленинских суждений о будущей России. Именно это его умозаключение прозвучало в беседе со Сталиным во время его очередного посещения Советской России в 1934 году.
Глубоко уверен, если бы с целью восстановления исторической памяти по центральным каналам телевидения показали документальный фильм «Похороны Ленина», а молодежи в школах, колледжах и вузах рекомендовали посмотреть в интернете, то количество желающих присоединиться к варварским предложениям о ликвидации Мавзолея резко сократилось бы. Контр-разведчик, генерал-майор КГБ, а затем ФСБ В. Широнин в своей книге «Под колпаком контрразведки. Тайная подоплека перестройки» отмечает: «Для достижения поставленных целей, как полагали американские специалисты, необходимо было, прежде всего, разрушить в умах советских людей так называемый «комплекс Ленина». Именно этот проект явился началом антиленианы, своего рода философии мещанства. Она приобрела в России во второй половине 80-х годов, на фоне спровоцированного антисоветскими силами пустых полок в магазинах, чуть ли не статус государственной политики». В перестроечные и постсоветские годы многие средства массовой информации стали поощрять разрушение памятников вождю Октября. В спешном порядке принимались решения о закрытии Мавзолея и музеев Ленина. С подачи литературного критика Ю. Корякина на Первом Съезде народных депутатов СССР (1989 г.) был поднят вопрос о предании земле останков Ленина якобы в соответствии с его завещанием.[6] Прошло несколько десятилетий, но до сих пор не обнародовано ленинское «завещание». В 1997 году точку в этом вопросе поставил Российский центр хранения и изучения документов Новейшей истории (РЦХИДНИ, ныне РГАСПИ), выдавший помощнику Ельцина Г. Сатарову справку, в которой было сказано следующее: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище» (Выделено нами – В.К.).
В. Широнин продолжает: «С методологической точки зрения Гарвардский проект «Разрушение «комплекса Ленина», зачатие которого произошло около 40 лет назад, сработал безукоризненно. Его пик пришелся на годы, когда в жизнь вступали новые поколения советских людей, не располагавшие достоверной информацией о вожде Октябрьской революции. Программа-минимум Гарвардского проекта состояла в том, чтобы внушить новым поколения сомнения в ленинизме, который является-де ошибкой истории, временным, ненормальным и непрочным общественным состоянием части человечества». Интересно Президент РФ В.В. Путин, как бывший сотрудник КГБ, знает о Гарвардском проекте «Разрушение комплекса Ленина»? Но в данный момент он против ликвидации Мавзолея Ленина, заявив 19 декабря 2019 года во время передачи «Прямая линия», что против захоронения тела Ленина. Русская православная церковь в лице Патриарха Кирилла заявила о «несвоевременности выноса тела из Мавзолея основателя советского государства». Во властных структурах возникает понимание, что, кто бы как не относился к Ленину, он является тем политиком, благодаря деятельности которого возникло одно из самых могущественных государств в мире в двадцатом столетии под гордым названием СССР.
Формирование в обществе уважительного отношения к советскому периоду, и в частности, к личности Ленина и другим государственным деятелям советского периода откроет путь к поиску общих исторических ценностей для всех россиян независимо от их идеологических взглядов.