Ненавидящий политику Князь (ex-«Король и Шут») выпустил околополитические песни
28 ноября 2023, 16:49 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
«Русский человек. Беспартийный. Ненавидит политику», – когда-то написал о себе в третьем лице Андрей Князев. И, тем не менее, он не чурается околополитических тем. Подтверждение тому – новый альбом «Платим за Шута!»
Оговорюсь сразу: не могу знать, что хотел сказать автор своими песнями и, главное, чего он не хотел сказать. Вместо гаданий, что ХОТЕЛ СКАЗАТЬ автор, буду отталкиваться от того, что он СКАЗАЛ.
Итак, заглавная песня. Владелец кабака встревожен поведением пьяного шута: «Думал хозяин: как с этим быть? Могут кабак взять и закрыть, если прознают, что этот пёс про короля спьяну тут нёс». Однако выгнать балагура хозяин не может: посетители не только внимают шуту с превеликим удовольствием, но даже оплачивают ему выпивку. Чем же шут так умело дёргает за струнки души? Ради чего раскошеливаются посетители? Ради этих его речей: «Король – бесспорный лидер в разведении ослов». Выходит, посетителям, жителям королевства, приятно слышать о себе, что они ослы, либо же приятно отнести слово «ослы» на счёт каких-нибудь сограждан и ощутить себя лучше, выше, чем они. Далее следует рефрен: «Платим за шута! Платим за шута!» Слово «платим» звучит двояко: во-первых, общество обеспечивает шута, кормит его, а во-вторых – сталкивается с последствиями его обличительных речей в адрес власти. Он обличает, а общество расплачивается. Причём непонятно, расплачивается ли за свою крамолу сам шут, – как известно, шутам больше позволено.
Другая примечательная песня – «Разбойничье дело». Перед нами – мировоззренческий портрет борца за свободу-равенство-братство. Портрет экспроприатора экспроприаторов, который «грабит награбленное». «Чуйка снова не обманет, нюх не подведёт. Бог не видит, Бог не знает, что кому даёт. Справедливость я искал в былые времена, но теперь я осознал: в моих руках она!» Словом, «грабитель награбленного» ставит себя на одну ступень с Богом или даже выше. Он лучше, чем Бог, понимает, что такое справедливость, как её достичь и какие для этого приемлемы средства.
И третья околополитическая вещь на альбоме – «Бывший раб». Шут-обличитель и вершащий «справедливость» разбойник получают ещё один типаж в свою компанию – типаж раба, который дорвался до власти. «Он был никто, и звать никак, прислуживал, где мог, завидовал достойным втихаря. Но лишь бездельник и дурак не совершит рывок, когда есть шанс залезть на трон царя… Всех неугодных он изгнал, с кем ладить нелегко. Борзел он не по дням, а по часам. Один лишь человек признал величие его – и это, как ни странно, был он сам. В том царстве глупость обрела невиданный масштаб. Всё потому, что хуже нет царя, чем бывший раб».
«…Каждый волен проводить свои ассоциации, и меня это не напрягает. Меня напрягает, когда коверкают смысл и находят то, чего в песне нет в помине», – признался однажды Князь. Может быть, он скажет, что околополитический характер его новых песен мне примерещился. А может, и нет.