Фондовые биржи — весьма забавная вещь. Оценка стоимости компании зависит не столько от ее реальных активов, товарных запасов и производимых товаров, сколько от конъюнктурного политического момента. Возьмем, например, компании ОПК. Если страна не воюет, то их акции более-менее стабильны. Стоит разыграться войнушке, то они растут как взбесившиеся пони. Невольно задумаешься, а кто толкает под руку правителей, когда они пишут указ: «Война до победного конца!»?
Экономика Израиля после начала войны с ХАМАС весьма резво покатилась под горку. Согласно данным Bloomberg, военные действия против ХАМАС обходятся Израилю в сумму до 260-280 миллионов долларов в день. Общий экономический ущерб государству за прошедшее время подбирается к 20 миллиардам долларов. Котировки 35 крупнейших израильских компаний на бирже ТА-35 (Тель-Авив 35) падали чуть ли не на 50 процентов. Сейчас они, правда, немного подросли.
Один из лидеров роста, естественно, одна крупнейшая технологическая компания, работающая на «оборонку». Её акции чуть просевшие в первые дни после нападения ХАМАС уже вернулись на предвоенный уровень. Немудренно, гособоронзаказ, он и в Израиле гособоронзаказ.
Аналитики рынка предрекают в случае расширения конфликта, а всё к это идёт, обвальный рост на нефть. Самые скромные оценки — 150 долларов за баррель. И это может ударить по самому Израилю, так как он серьезный импортёр «черного золота». Интересно, что не из арабских стран-соседей, а издалека.
Согласно данным аналитической компании Kpler, с середины мая 2023 года Израиль импортировал около 220 000 баррелей сырой нефти в день, из которых около 60% поставляются из двух мусульманских стран - Казахстана и Азербайджана. Кроме того, западноафриканские производители, в основном Габон, являются другими крупными поставщиками.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции