Некоторые родители выражают недовольство тем, что в программе русской классики присутствуют произведения, которые считаются неприемлемыми или несоответствующими современным ценностям. Они считают, что эти произведения содержат насилие, сексуальные сцены или идеологию, которая не соответствует современной морали.
Они также утверждают, что некоторые произведения русской классики сложны для понимания для современных детей и не вносят значимых знаний в их образование.
«У детей в 11 классе на носу экзамены, а их буквально травят жутью в обязательной программе! „Преступление и наказание“ — про убийство старушки студентом. „Тихий Дон“ — вообще жесть, сплошные извращения. Я сериал по такому случаю пересмотрела и лишний раз убедилась. Почти во всех произведениях главные герои всю дорогу жить не хотят, а потом удивляемся, отчего у подростков депрессия! Вся школьная программа по чтению — либо убийства и разврат, а в лучшем случае тоска и безделье. Надо все это заменить на более позитивное и полезное чтение. Вообще все эти кареты, балы, цирюльники, обер-штабс-капитаны и крепостные девки, которых вбивают в голову наших детей, только их портят! Понятно теперь, почему Пушкина хотели сослать в Сибирь, а Достоевского расстрелять, а Лермонтова от греха подальше держали в Чечне», — возмущается мама одной из старшеклассниц.
Однако есть и другая сторона, которая отстаивает значимость изучения русской классики. Они утверждают, что эти произведения имеют историческую и культурную ценность, которую дети должны знать и понимать. Они также считают, что классическое образование научит детей анализировать и критически мыслить.
«Требование искоренить из обязательного чтения школьников „разврат“ является очередным шагом в стремлении некоторых родителей контролировать и ограничивать содержание учебных программ. Наша общественность разнообразна и многогранна, и литература, как искусство, отражает эту разнообразность. Включение произведений, отражающих различные темы, ситуации и конфликты, позволяет школьникам развиваться как мыслители и расширять свое понимание мира. Попытка исключить произведения, в которых присутствует смерть животных, или обозвать достоевщину и обломовщину „депрессией и жестокостью“ является суженным взглядом на литературу. Литература всегда отражала разные аспекты жизни, включая трагические события, этические дилеммы и моральные проблемы. Она помогает нам понять сложность человеческой природы, размышлять о морали и этике, а также развивать эмпатию и сочувствие. Вмешательство в содержание литературной программы на основе личных убеждений и предубеждений ограничивает академическую свободу и стимулирует цензуру. Вместо этого, родители и педагоги могут сотрудничать для предоставления дополнительных вариантов чтения, которые отвечают их моральным и этическим ценностям. В итоге, включение разнообразных и иногда вызывающих споры произведений в обязательное чтение школьников является важным аспектом развития критического мышления, эмоционального интеллекта и предоставляет возможность для дискуссий и анализа, что имеет ценность для формирования образованного и разностороннего человека», — высказывает мнение эксперт.
Обсуждение русской классики в родительских чатах может быть весьма оживленным и привести к различным точкам зрения. В конечном счете, решение о включении или исключении определенных произведений в учебную программу остается за образовательными учреждениями и утверждается учебными программами.
Более активны в негодовании мамы, зато редкие в дискуссиях папы более радикальны. Так один из них предлагает убрать из школьной программы... Тургенева. Причина такого предложения, согласно папе, заключается в том, что произведения Ивана Тургенева не актуальны для современных школьников и не помогают им в освоении современного мира. Он считает, что лучше уделить больше внимания современной литературе, которая будет более интересна и полезна для детей.
«Когда мой сын не хочет читать про пустоголовых кисейных барышень и нигилизм недорослей-бездельников, я даже не могу найти слов, чтобы убедить его, что это необходимо. Только не думайте, что я просто читать не люблю! Золя читал, у него все было узнаваемое — проститутки, бандиты, нищета — настоящая жизнь, а не барские домыслы», — высказался отец московского девятиклассника.
Однако, многие преподаватели русского языка и литературы не согласны с таким предложением. Они утверждают, что произведения Тургенева имеют огромное значение и актуальность, и помогают школьникам развивать критическое мышление, анализировать и интерпретировать тексты. Они также указывают на важность изучения классической литературы в целом для формирования литературного вкуса и расширения кругозора учащихся.
«Сейчас родительские прения просто приняли масштабный характер, а отдельные нападки на русскую классику у нас с начала пандемии, когда с введением „дистанта“ у родителей появилось время вникнуть. Скажу по секрету, мы с коллегами даже одно время коллекционировали послания возмущенных русскими классиками мам и пап, складывая их в отдельную папку. Некоторые тянули на отдельный жанр, что-то вроде пародии на самих себя», — высказывает мнение учитель-словесник одной из столичных школ.
Когда я узнал про подобные «выверты» со стороны родителей, то был поражен. Уж что-что, а русская классическая литература всегда стояла чуть ли не в основе образованности человека. Неужели у нас все так перевернулось с ног на голову?! Я бы еще понял, если бы подобные негативные высказывания родителей школьников были направлены на то, что из себя во многом представляет «литература» нынешняя! Вот уж где полно чернухи, разврата и жестокости. В мире чистогана иное чтиво ведь не продашь... Но русская классика... Как она могла кому-то помешать?! Вообще у меня сложилось впечатление, что подобные «наезды» некоторых родителей школьников на классическую литературу в школьной программе идут от пробелов в собственном образовании. Иначе такое объяснить трудно...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции