Символы революции: к 106-ой годовщине Великого Октября
7 ноября 2023, 18:17 [«Аргументы Недели», Владимир Корнилов, доцент, к.э.н., город Ярославль ]
В свое время древнекитайский философ-мыслитель Конфуций говорил: «Миром правят знаки и символы, а не слова и законы». Действительно, в эпохи радикальных социальных перемен всегда идут поиски других знаков и символов для объединения народа на новой основе, отличной от прежней системы отношений. В переломные моменты общественное сознание тяготеет к повышенной «знакомании», поэтому любую революцию, в том числе и Великую Октябрьскую социалистическую, нельзя понять без изучения политических символов эпохи.
Октябрьская революция, в результате которой произошла смена социально-экономической формации, начался переход к строительству социалистического общества, вызвала к жизни целый ряд новых символов, которые на долгие десятилетия стали своеобразными маркерами радикально изменившегося, совершенно нового образа жизни. Масштаб революционных событий 25-26 Октября 1917-го года был велик, и символы этих событий, вначале служившие только знаками отличия новой власти, закрепились в арсенале Советского государства на десятилетия.
В ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года сложные и вместе с тем изящные по своему изобразительному решению имперские герб, корона, скипетр, держава, двуглавый орел и другие атрибуты царской власти уничтожались и изымались из общего пользования. Они в глазах народных масс олицетворяли власть царя и его сатрапов, несправедливое социальное устройство прежнего общества. Борьба со старыми символами являлась логическим продолжением классовой борьбы, но только в области идеологии, верований и ценностей.
К октябрю 1917 года символы царской власти почти повсеместно были изъяты из официальной жизни. Видный специалист по истории советской символики Б. Колоницкий отмечал: «В этом отношении они (большевики – В.К.) завершали процессы, начатые в Феврале». Формирование и внедрение в сознание народных масс советской системы символов как новых политических смыслов было для большевиков одной из главных задач в идеологической борьбе, в утверждении власти трудящихся через создание ее позитивного образа в глазах широких слоев населения. Государственные символы служили средством не только идентификации, но и развития гражданского сознания, чувства принадлежности к новому социальному образованию. Они легитимировали новую власть и делали ее узнаваемой. Советская система символов решала две задачи: пропагандистскую и идентификационную. Идентификационная символика – красные бант, флаг, лента, гвоздика, - отражала политический выбор, сделанный участниками революционных событий. Следует отметить, что уважение к этим символам появилось еще в Февральскую революцию. Положительное отношение к красному цвету в общественном сознании россиян было всеобщим. Например, красный бант прикрепляли многие российские граждане - даже великие князья после отречения Николая II надели красные банты, не говоря уже о профессорах, генералах. В идейно-политическом отношении это выглядело, конечно, комично, поскольку современники прекрасно знали истинные взгляды многих из них. У знаменитого русского философа-богослова С.Н.Булгакова есть воспоминания о том, как он еще в 1905 году, поддавшись ажиотажу, вместе со студентами вышел на демонстрацию с красным бантом на лацкане фрака. Вернувшись домой, он с отвращением сорвал бант с лацкана фрака.
Женский журнал мод посвятил серию статей об использовании красного цвета в нарядах для дам! Нельзя не отметить, что тогда красный бант означал не только принадлежность к определенной социально-политической группе, но и являлся своеобразной охранной грамотой, опознавательным символом «свой - чужой»: прикрепи красный бант, и тебя на улицах не побьют. Многочисленные случаи политического приспособленчества нашли отражение в творчестве сатириков. В одной из провинциальных газет было опубликовано стихотворение, в котором иронически обличался маскирующийся в соответствии с новыми реалиями приспособленец.
«Капиталисты и фабриканты / Тоже надевали красные банты,
Но тем временем не дремали / И карманы здорово набивали».
Лишь после Октябрьской революции красный бант окончательно утвердился в качестве наглядного свидетельства политического выбора граждан страны.
Что касается другого идентификационного знака - красного флага, то в период Февральской революции он также широко использовался: его водрузили над Академией художеств, дворцами великих князей, правительственными учреждениями, зданиями банков и даже доходными домами. Водружение над Зимним дворцом Красного знамени сопровождалось торжественным салютом. Писатель А. Ремизов 3 марта 1917 г. в своем дневнике записал: «Все дома в красных флагах».
Повсеместное использование красных флагов продолжалось до принятия решения Юридическим совещанием при Временном Правительстве 25 апреля 1917 года. Оно предписывало использовать в качестве государственного знамени бело-сине-красный флаг, который и стал символом буржуазной России. После Октябрьской революции 1917 года бело-сине-красный флаг стал принадлежностью Белого движения в противовес красному флагу. Красный флаг, символизировавший в период Февральской революции свободу и обновление жизни, в послеоктябрьский период сакрализуется, и является уже символом крови, пролитой за победу социалистической революции. Красный флаг обозначал воплощение идеи создания государства рабочих и крестьян. Приказом народного комиссара по военным и морским делам Л. Троцкого от 3 августа 1918 года учреждались Почетные Революционные Красные знамена. Они вручались наиболее отличившимся полкам и ротам. 20 августа 1918 года первым Почетным Революционным Красным знаменем были награждены бойцы Латышского 5-го Земгальского стрелкового полка под руководством И. И. Вацетиса за отважную защиту Казани и революционную доблесть в борьбе с врагами Советской России. Такой же награды был удостоен 25-й полк стрелковой дивизии В. И. Чапаева и 24-я Самаро-Симбирская пехотная Железная дивизия Г. Д. Гая.
8 апреля 1918 года на заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Председатель Я. М. Свердлов предложил красное полотнище объявить государственным флагом РСФСР. 17 июня 1918 года Президиум ВЦИК утвердил образец изображения флага РСФСР, разработанный художником-графиком С.Чехониным. Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище, в верхнем углу которого, у древка, размещалась надпись золотыми буквами, стилизованными под славянские, «РСФСР». 30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в Союзное государство — СССР. Красное знамя было принято в качестве государственного флага СССР и утверждено Конституцией СССР от 31 января 1924 года в виде прямоугольного полотнища с отношением ширины к длине 1:2 «с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой».
Особую роль в деле пропаганды и агитации ценностей Советской власти играло такое визуальное средство массовой информации, как плакат, поскольку значительная часть населения была неграмотной. Плакат как средство информации и агитации приобрел особую популярность в силу своей доходчивости, выразительности, оперативности. Синтез изображения и слова (лозунга) усиливал воздействие плаката на зрителя. Лаконичность линии и изображения, минимум деталей и остроумное обыгрывание ситуации на злобу дня придавали плакату броскость. С формальной точки зрения (сюжет, цвет, композиция, пропорции, перспектива) - это использование традиций народного лубка с его декоративностью и простотой. В некоторых ранних советских плакатах, продолжая сложившуюся в период Февральской революции традицию, напрямую использовали элементы иконописи, апеллируя к религиозным чувствам, прежде всего, крестьян.
В первую очередь, речь идет об образе святого Георгия Победоносца. Сюжет его борьбы со Змеем Горынычем - один из самых тиражируемых в плакатах первых лет советской власти.
В ранних плакатах также заимствовались иконописные техники. Некоторые художники (например, Д. Моор в плакате «Да здравствует III Интернационал!» - 1921) пользовались обратной перспективой для обозначения «воплощенного Парадиза (Рая)» в образе града Москвы с ее сердцем – Кремлем - в виде утопического острова, воплощающего мечту человечества.
Ранний советский плакат, используя традиции манеры его написания и изготовления, сформированные в период Февральской революции, утвердил и свою систему революционной символики. Эта символика вводила трудящиеся массы в мир советской политики, моделируя характер восприятия и оценки нового государства. Фигурам рабочего и крестьянина отводилось главное внимание в плакате. Они олицетворяли центральную идею государственной власти - «власть рабочих и крестьян». Представители двух правящих классов изображались обобщенно, т.е. без каких-либо индивидуальных черт. Орудия труда (молот у рабочего, серп и коса у крестьянина), особенности одежды и типичные для них позы определяли образ.
Образы генерала, капиталиста, попа, кулака отображали несправедливость социального устройства прежнего общества. А надписи под этими фигурами - «рабство», «капитал» - призваны были изобличить его социальные пороки. Плакаты войны изображали белогвардейского врага и их западных кураторов как лишенных человеческих черт чудищ.
Обычно приемами плакатного гротеска и социального контраста пользовались создатели Окон РОСТА (Российского телеграфного агентства). Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. Плакаты «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. В. Маяковский, отдававший свой талант поэта-публициста этой творческой организации, писал в работе «Грозный смех»: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. …Это - телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
В период Гражданской войны в плакатах появляется третье главное действующее лицо - красноармеец. Его атрибуты: шинель с обязательной буденовкой, красный флаг и винтовка. Как правило, у красноармейцев в руках внушительные винтовки со штыками, а в руках врагов революции крошечного размера револьверы, сабли и шпаги.
С начала 20-х гг. наиболее распространенными образами советского общества, устремленного к коммунизму, явились паровоз (плакат «Октябрьская революция - мост к светлому будущему», 1920) и строительные леса (плакат «Революцию творят и празднуют рабочие и крестьяне», 1922). Символами будущего и стремительно набирающего скорость настоящего становятся восходящее солнце, заводы с дымящимися трубами, кузнец у наковальни, хлебный сноп или колос, книга. Нельзя не отметить вклад отдельных художников в оформление плакатов советской эпохи (напр., Д. Моор, Г. Клуцис, Э.Лисицкий, Кукрыниксы и др.).
Плакат в ряду других художественных произведений участвовал в создании самого популярного символа Октябрьской революции: вождь на броневике обращается с призывом к встречающим его на Финляндском вокзале в Петрограде рабочим и солдатам 16 апреля 1917 года «Да здравствует социалистическая революция!», направляя энергию масс на уничтожение старого строя. Эта плакатная композиция стала своеобразным символом веры: через уничтожение возникает организация идеального общества, если оно - следствие революционного народного творчества. После смерти Ленина к государственным символам добавляется фигура вождя. (См.: М. Ушаков-Поскочин. Велика скорбь - велико наследие. 1924, А.Литвиненко. Год без вождя - год под знаменем Ленинизма).
В числе визуальных символов Октябрьской Революции, используемых в плакатном искусстве, наиболее часто выступают крейсер «Аврора» и «Колыбель Октябрьской революции – Петроград».
Образ Красной звезды как пропагандистского и идентификационного символа принадлежности к Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) использован в духе исторической традиции. В России пятиконечная звезда появилась задолго до Октябрьской революции 1917 года: под влиянием французов император Николай I ввел этот символ в российскую армию. Золотые кованые звездочки появились на царских эполетах с 1 января 1827 года, а 29 апреля 1854 года уже шитые звездочки украсили введенные в Российской армии погоны. После Октябрьской революции «марсова звезда» - символ Красной Армии, который, наследуя традиции русской воинской славы, должен был означать мощь и величие армии уже нового, советского, государства. Звезда первоначально представляла собой военный атрибут. Согласно приказу Троцкого гражданским лицам грозил трибунал за её ношение. Красную звезду, являвшуюся отличительным знаком для военнослужащих Красной Армии, воины сначала носили на груди. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. По форме он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и «буденовкой» (последнее название и прижилось). Эмблема Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) представляла собою пятиконечную звезду с золотыми лучами, покрытую красной эмалью. В центре звезды находилось золотое изображение плуга и молота. Сама звезда располагалась поверх венка из лавровых и дубовых веток. Пять лучей звезды означали интернациональную солидарность трудящихся пяти частей света, а плуг (позднее – серп) и молот – союз рабочего класса и трудового крестьянства. В Приказе Наркомвоена Республики Л. Троцкого отмечалось: «Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа… Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии».
В дальнейшем происходили изменения в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года изображенный на ней плуг заменили более лаконичным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде Красная звезда окончательно утвердилась в Красной Армии, а затем и в Советской. После Гражданской войны звезду сделали элементом флагов и гербов СССР и союзных республик. В 1924 году пятиконечная звезда располагается на флаге СССР, становясь символом не только Красной Армии, но и советского государства. В 1928 г. появляется октябрятская звездочка с портретом юного Ленина, а в 1942 г. форму Красной звезды принимает пионерский значок. До этого он имел форму флага. Когда советских детей принимали в пионеры, им разъясняли: пионерский галстук – это частица Красного знамени, цвет которого символизирует кровь, пролитую в борьбе против угнетения, за свободу и счастье трудового народа.
В 1935 году украшенная самоцветами красная звезда увенчала Спасскую башню Кремля. Достоверно известно, что Сталин лично утверждал эскизы пятиконечных звезд на Кремлевских башнях, представленные художником Е. Лансером. Театральный художник Ф. Федоровский придал эскизам окончательный вариант. С октября 1935 года и до сих пор новые символы красуются на башнях Московского Кремля.
После августовских событий 1991 года, в результате подавления ГКЧП пришедшие к власти либерал-демократы горели желанием изъять Красную звезду, Красное знамя и другие советские символы из атрибутов новой власти. Они разрешили использование этой символики только левым (коммунистическим) партиям. Однако нарастающий в российском обществе интерес к прошлому советского периода, как реакция на рост социального напряжения, морального и экономического упадка в ходе рыночных реформ (а на самом деле реставрации капитализма на постсоветском пространстве России), заставил государственных деятелей в нулевые годы отнестись уважительнее к советской символике. В 2002 году, пытаясь восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент РФ В.В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии. В 2007 году Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения». Также Знамя Победы является официальным символом Победы в Белоруссии (с 1996), ДНР, ЛНР, Херсонской, Запорожской областях.
Российские войска в рамках СВО на Украине часто используют Красное знамя, а в занятых ими городах и поселках восстанавливают снесенные при бандеровской власти памятники Ленину и возвращают советские названия улиц и площадей. С 2005 года в России установили около ста памятников Сталину (четыре из них находятся в Москве), не говоря уже о бюстах, портретах государственных деятелей советской эпохи, о появлении бесчисленных мемориальных табличек. Результаты опроса фонда "Общественное мнение" к 100-летию образования Советского Союза (2022 г.) показали: большинство россиян (80%) считает советскую эпоху скорее хорошим временем. По их мнению, советское время было лучшим в тысячелетней истории Российского государства. 65% граждан сожалели о распаде СССР.
Как бы ни старались отечественные либерал-демократы и их западные кукловоды приравнять в свое время Советский Союз к гитлеровской Германии и другим диктаторским режимам, а Красную звезду к нацистской свастике, опорочить советский образ жизни, этого у них не получилось. И не получится, поскольку в основе нацистских символов лежала идеология социал-расизма - как радикальный идеологический продукт, вскормленный политикой европейского колониализма. Сегодня снова идеология социал-расизма поднимает голову, но уже в результате возрождаемой политики неоколониализма. Вспомним слова Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Борреля о Европе как цветущем саде, и о том, что за ее пределами – джунгли. Эстафету подобных рассуждений, но в еще более откровенной расистской форме принял Й. Галант, министр обороны Израиля, который высказался о представителях Хамаса, назвав их человекоподобными животными. Эмоции эмоциями, но, находясь в статусе государственного деятеля, высокопоставленный чиновник не имел права так заявлять. Такое суждение, видимо, и объясняет, почему инфраструктура сектора Газа, где проживают более двух миллионов палестинцев, с 7 октября 2023 года методично подвергается массированному уничтожению со стороны Израиля, и счет жертвам и раненым идет на десятки тысяч человек.
В основе советских символов лежали идеи дружбы народов, социального равенства и уважительного отношения к культурам других народов как составных частей мировой культуры. Ленин, выступая перед молодежью на III Съезде Комсомола, сказал: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».