Пока весь мир занят ближневосточной трагедией, в Китае готовятся к встрече Председателя Си с американским дедушкой Байденом. Она должна состояться на саммите АТЭС в середине ноября в Сан-Франциско. Темы переговоров пока не раскрываются, но одной из основных, естественно, станет война между евреями и палестинцами.
Одной из основных, но, конечно, не главной. Пусть это и не артикулируется официально, но все понимают, что главным нынче остаётся спор между постаревшим вожаком мировой стаи из Вашингтона и новым претендентом на эту роль - Пекином. Любая встреча этих двух гигантов (в экономическом и политическом смыслах) своеобразный танец, обнюхивание двух альфа-самцов: кто сегодня круче?
И председатель Си, пожалуй, сегодня стоит потвёрже. После переизбрания и укрепления личной власти, а также крайне своевременной смерти политического конкурента, так называемого «главного комсомольца», лидера проамериканской группировки в Коммунистической партии Китая, бывшего премьер-министра Госсовета Ли Кэцян, Си застолбил для себя первое место внутри страны. В мировой же политике Китай помирил Саудовскую Аравию с Ираном и прекратил войну в Йемене, что безуспешно много лет пытался сделать коллективный Запад.
Америка же, наоборот, по самые уши влезла в ближневосточный конфликт, который грозится выпрыгнуть из границы сектора Газы на весь регион. Увещевания Вашингтона не действуют на Тель-Авив. И это явное проявление слабости жандарма планеты. Поэтому сегодня встреча более важна американскому дедушке, чем китайской панде.
Им, естественно, найдется о чём поговорить. Например, о снижении напряжённости в тихоокеанском регионе: «Нападёшь на Тайвань, Си?», «Мы в любом случае решим свои проблемы, Джо!». Можно и о сотрудничестве в сфере изменения климата: «Какие погоды стоят нонче во Фриско!». Байден ритуально попросит Си оказать давление на Россию и Северную Корею с Ираном: «Зарвались!». Председатель Китая скажет Президенту США своё «фи» про эмбарго на поставки в Поднебесную высокотехнологичной американской электроники. Как потом скажут на брифинге: «Стороны обменялись мнениями».
Но, не говоря об этом вслух, оба будут решать глобальный вопрос: «Как два медведя в ближайшее время будут делить мир между собой?». И от результатов этого дележа мира будет очень многое зависеть.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции