По словам представителей крупных агрегаторов услуг такси, если так будет продолжаться и дальше, дешевого такси уже не будет никогда. А поездка на таксомоторе будет признаком состоятельности. Ведь уже сейчас она многим стала не по карману.
Представители таксомоторного бизнеса говорят, что цены на поездку в такси сильно подорожали сразу из-за нескольких факторов. И новый закон, вступивший в действие с 1 сентября этого года — лишь один из таковых. На самом деле все гораздо сложнее. Таксомоторный бизнес в предшоковом состоянии. И вот почему: очень сильно ощущается нехватка водителей и автомобилей экономкласса. Соответственно, машин на линии будет меньше, а цены за поездку выше. Да, с одной стороны — в сегменте такси растет спрос со стороны пользователей. Но с другой — приток новых водителей сократился на 15%.
Повышение тарифа, собственно говоря, прописано и в алгоритме самих агрегаторов. Цена поездки на автомобиле с «шашечками» складывается из многих факторов: тарифа, объема спроса на поездки, количества свободных машин на линии. В периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент.
«На цену поездки по одному и тому же маршруту косвенно влияет и непогода: дорога в дождь или снег занимает больше времени, а желающих уехать на такси становится больше. При этом количество водителей на линии не меняется или даже может уменьшаться. Например, в гололед или снегопад некоторые водители также решают остаться дома», — добавили в компании «Яндекс Go».
Добавляющая в картину повышения тарифов нехватка недорогих автомобилей (что отражается на тарифе «эконом» — самом доступном ранее для пассажира) агрегаторы объясняют «драматическим ростом цен» на автомобили и их обслуживание. По факту это так и есть.
Что касается нехватки водителей — здесь назревает серьезная проблема. По словам представителей агрегаторов такси, на региональных рынках отток водителей достиг 30%. И, как видится, это не предел. Основной причиной нежелания идти работать таксистом сегодня называют госрегулирование. Так как новый закон отсекает подработчиков, предъявляя к самозанятым водителям всё те же критерии, что и к таксопаркам. Агрегаторы называют эти требования сверхзатратными и неисполнимыми для физлиц. Трудовых мигрантов в роли таксистов также становится меньше. И заменить их просто некем.
Добавляет остроты проблеме и то, что новый закон о такси также ограничил возможность перемещения водителей между соседними регионами. Например, самозанятые водители теперь могут вести деятельность только в регионе своей постоянной регистрации.
«Это мешает им искать дополнительный заработок в соседних городах, где может быть высокий спрос, в итоге становится сложнее поддерживать ровный и гибкий уровень занятости на местах», — поясняет эксперт.
Так что, поездка на такси, для очень многих, становится невыгодной. И, скорее всего, стоимость этой услуги будет дорожать и дальше. В конечном итоге, становясь привилегией людей состоятельных (хотя, в абсолютном своем большинстве, таковые предпочитают передвигаться на собственных авто).
«В августе Росстат сообщил, что цены на такси в России достигли исторического рекорда — 32,5 рубля за километр. Однако долго рекорд не продержался. Сейчас цена еще выше — 36,22 рубля за километр по состоянию на сентябрь 2023 года (годом ранее — 29,55 рубля). Если будут дорожать кредиты и лизинг, то средний чек вырастет еще в 1,4–1,8 раза от текущего уровня, то есть до 2,5 тыс. рублей за часовую поездку в „Экономе“ и „Комфорте“ в Москве», — приводят данные «Известия».
Эксперты предрекают в ближайшее время увеличение чека на поездку в такси еще на 20–30%.
«Эпоха дешевого такси, к сожалению, видимо, закончилась», — констатируют некоторые эксперты.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции