Спецоперация Израиля в секторе Газы пока не дала ответа: как расставить знаки препинания во фразе, вынесенной в заголовок. Но гораздо важнее, что пока нет ответа и на поле боя. Судя по всему, политика, экономика и военная наука вступили между собой в серьезный конфликт.
Все три этих важнейших факторов или условий для выбора сценария проведения спецоперации, или, если быть более точным, тонкостей работы ЦАХАЛ на оперативном театре боевых действий, в том числе боестолкновений в подготовленных к обороне условиях городской застройки, имеют разновекторную направленность.
Военная наука, лишенная сентиментальности, учит тому, что города не берут с наскока, избегая лишних жертв среди своего личного состава. Населенные пункты вначале полностью блокируют, перерезают пути подвоза продовольствия, воды, вооружений и боеприпасов. Затем его ровняют с землей с помощью артиллерии и авиации. И только на уже выжженную землю ступает сапог пехотинца. Собственно ЦАХАЛ и начал действовать по науке. Как говорится: «Вначале кидаешь гранату, и только затем проверяешь документы».
Но тут вмешалась политика: в большинстве мировых СМИ стали появляться фотографии убитых и раненых палестинских детей и материалы о неизбирательности наказания за нападение ХАМАС. Обвинения в общем-то справедливые. По данным ЮНИСЕФ, более трех тысяч детей погибли в секторе Газа с начала эскалации конфликта. Ожидается, что оно будет расти, так как около 1 тыс. числятся пропавшими без вести в Газе. Ранения получили не меньше 6360 детей в Газе, 180 — на Западном Берегу, 74 — в Израиле. Взрослых - на порядки больше. Нет электричества, воды, еды. Раненые умирают тысячами.
По шарику прокатились цунами антиизраильских протестов. Пришлось запустить водопровод, разблокировать гуманитарную помощь с продовольствием, медикаментами, топливом для генераторов. Например, как пишет пресса Израиля, после разблокировки второй ветки водопровода, в анклав будет поступать в общей сложности около 28,5 млн литров воды в день. Это чуть больше половины потребности, которая оценивается в 49 млн литров в день. В Израиле утверждают, что теперь воды и продовольствия достаточно для удовлетворения гуманитарных потребностей Газы. То есть, фактически дали городу вместе с его защитниками шанс к сопротивлению.
И тут, свое слово должна сказать экономика. Сегодня израильские военные говорят о продолжительности операции до шести месяцев. Но уже Bloomberg пророчит: «Экономика Израиля может сократиться на 11% в 2023 году из-за эскалации конфликта с ХАМАС, считают аналитики JPMorgan. Первоначальные прогнозы после атаки 7 октября, как говорят в компании, были «слишком оптимистичными». Важная деталь: этот анализ опубликован примерно за 24 часа до наземного вторжения Израиля в сектор Газа. Эти оценки являются самыми пессимистичными на Уолл-Стрит». Плюс призыв более 300 тысяч резервистов из строек народного израильского хозяйства. Плюс запрет на работу для десятков тысяч палестинских разнорабочих, которых просто некем заменить.
Всё это вырисовывается в некий квартет противоречий. Что именно: политика, экономика или хотелки военных будут играть первую скрипку, пока совершенно не понятно. Вместо мелодии — чудовищная какофония. Собственно, как во время любой войны в любой стране. Право, в «Квартете» Крылова звери, не люди, играли более слаженно.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции