Аргументы Недели. Балтия → Мнение 13+

Протоиерей Подворья Соловецкого монастыря в Москве Владимир: Умение прощать — сложный и одновременно легкий процесс

, 15:39 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Протоиерей Подворья Соловецкого монастыря в Москве Владимир: Умение прощать — сложный и одновременно легкий процесс

Как часто мы задаем себе вопрос — зачем всех подряд, кто нам нанес обиду, нужно прощать? Действительно, а зачем?

Протоиерей Подворья Соловецкого монастыря в Москве Владимир: Умение прощать — сложный и одновременно легкий процесс

Я очень хорошо помню один случай — группа хулиганов избила моего близкого человека — захотелось им заполучить мобильный телефон. Избили сильно и дело получилось громким — с судами, больницами, с огромными тратами. И когда уже история близилась к завершению, оставался один процесс, чтобы хулиганы понесли заслуженное наказание, то мой родственник не пошел на процесс, не стал давать показания против этих ребят — почему? По дороге в суд, потерпевший, так буду называть родственника, заглянул в один из православных храмов в Риге, где и получил совет — благочестивый батюшка, услышав историю, сказал - «Не надо идти на суд. Простите их. Так и скажите, что батюшка велел». Психологическое состояния моего родственника было, увы, сложное и он не пошел в суд. Он искренне простил своих обидчиков.

Если честно, то я была в шоке — хулиганы остались без возмездия, а это означает, что все им сошло с рук. Сколько слез, лишений, боли наша семья перенесла за все то время, пока шел процесс лечения, суды. Но мне было интересно — стоит мой родственник перед серьезными судьями и говорит - «Я отказываюсь от всех претензий — так батюшка велел». Куда бы моего потерпевшего отправили бы серьезные судьи? В желтый дом, причем не выходя из зала суда! Стоило ли прощать тех, кто так легко, ради «игрушки» отправил человека на больничную койку и принес горе семье? Разве это справедливо?

Это только один мой пример, но у каждого из нас, конечно, есть свои примеры, а вот вопрос один — стоит ли прощать и когда, как это делать?

Я обратилась за советом и комментариями к протоиерею Подворья Соловецкого монастыря Владимиру...

«Вопрос о прощении — сложный и одновременно легкий вопрос. Ну, что сложного в том, чтобы сказать - «Прости!»? Ничего, но есть сложность. А нужно ли тому, кто обидел это прощение? Он изъявил желание, чтобы его простили? Сказал об этом? Когда человек приходит на исповедь в храм, то что главное? Первые шаги. Когда он подходит к священнику, к столику, где лежит крест, Евангелие со словами - «Прости меня, Господи!» Дальше уже не столь важно — на один грех больше или меньше, но вот эта просьба-желание - «Прости меня, Господи!» - главное! Человек пожелал покаяться, а значит получить прощение! И он получает прощение, но главное — самому захотеть! Что толку принуждать человека попросить прощение, когда он не хочет это делать? У каждого из нас есть право выбора. Хотели ли эти хулиганы, чтобы их простили? Если бы хотели, то до суда бы дело не дошло. Как можно прощать того, кто сам этого не хочет? В вашей истории батюшка дал совет по Евангелии - «...любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6:27-28) Да, так говорит Святое Писание, но, у нас же есть «мы», семьи, близкие. Если речь идет о человеке, который наступил вам на ногу, да еще обругал или же стащил шоколадку с вашего рабочего стола, то тут явно «радикальных мер» не стоит принимать - «Прости его, Господи!», а если дело касается семьи, такая ситуация, которая была у вашего близкого человека, то почему же не отстоять свое право? Можно, конечно, простить — Господь все рассудит, поверьте, но и греха нет, чтобы отстоять правду, достоинство. Другое дело мщение — зло порождает зло. Если отвечать злом на зло, то в мире не станет меньше зла. Вы замечали, стоит только человеку сказать нам неприятные вещи, как моментально мы испытываем ненависть к нему, а эта неприязнь может перерасти в страшные вещи, которые застилают глаза, лишают разума и есть только одно желание — отомстить. В православии это называется страстью. Это свойство человеческой природы, которое в изначальном варианте было добрым, а в последствии было изуродовано грехом. Это болезнь. Стоит только обидеть, как эта страсть-болезнь выходит. И, что происходит? Нас обида съедает изнутри. Из-за одного грубого слова может созреть обида, а человек навсегда закроет свое сердце для людей. Вот почему человек идет на исповедь и тот, кого обидели - «Прости меня, Господи!» и на сердце становится легче, человек получил очищение, благость. Сегодня мир переживает сложные времена — военные действия на Украине, на Ближнем востоке. Но это отдельная тема — ее корни уходят далеко в глубь истории, религии. То, что случилось в Израиле, конечно, беда, горе для людей, но будет ли выход? Корень проблемы лежит в ненависти, непонимании. Сложно найти выход, когда нет понимания — его и не будет сейчас в Израиле, потому что сложно договориться с сионистами, невозможно (Сионизм — еврейский национализм, национально-политическое движение за объединение всех евреев мира и главенство над всеми народами-пр.ав). Подводя итог разговора, если его можно подвести, прощение — всегда подвиг и простить не так просто, особенно, когда обида пустила корни в душе. Но стоит помнить простые слова - «Прости меня, Господи!». Повторяйте их чаще и, возможно, каждому откроется тайна — как, зачем и кому прощать. Спокойствия всем в душе. Храни Господь!»

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram