Ни для кого не секрет, что кинотеатры в нашей стране переживают серьезный кризис. С уходом из России западных кинокомпаний выручка от проката снизилась в два раза. А отечественной кинопродукции попросту не хватает. На это жалуются представители кинотеатров.
При том, что зрителю интересно российское кино.
«Для полноценной работы кинотеатрам необходимо по 15-20 блокбастеров в год, около шести десятков крепких середнячков, а проходные фильмы необходимы, чтобы была широкая репертуарная сетка», — поделились эксперты в области киноиндустрии.
Вы удивитесь, но основной проблемой создания хорошего, качественного киноконтента считается даже не финансирование создания кинолент.
«За 30 с лишним лет, прошедших после распада СССР, приходится горестно констатировать, что „важнейшее из искусств“, как определял кино Ленин, в России не выдержало конкуренции с зарубежным, и в первую очередь, американским кинематографом, и, что особенно обидно, деградировало даже по сравнению с советским кино. И причины этого отнюдь не только финансовые, но в первую очередь — идеологические. Вернее, деградация произошла из-за полнейшего отсутствия какой-либо внятной и привлекательной идеологии, которая способна порождать своих героев, чтобы те становились в свою очередь, героями произведений искусства, в том числе, и кино», — такого мнения придерживаются многие.
Хотя и финансирование играет здесь не последнюю роль. Точнее его качество.
«Российское кино никогда не станет искусством, пока оно финансируется на тех же принципах, как и ремонт дорог. Государство ежегодно выделяет деньги. Кто выиграл „тендер“, тот и умница, а дальше что-нибудь сделаем. Отдельные крутые фильмы у нас, конечно, выходят, но, как правило, редко, к тому же они чаще всего нишевые. Но дело ведь даже не в деньгах и не в механизмах их распределения, если уж смотреть на проблему широко. Дело в том, что в нашем обществе нет концептуальных протагонистов (героев)», — пишет в своем блоге российский сценарист Вячеслав Иванов.
А действительно. Давайте порассуждаем. Кто он — человек, за судьбой которого нам хочется наблюдать? Пусть это будет, к примеру, врач. Как он живет? Если в хрущевке рядом с соседом-алкоголиком, то опять скажут, что чернуха. Если в крутом загородном доме — не поверят или скажут, что, видимо, он коррупционер. На грани реального пока создать некий усредненный образ россиянина (в качестве героя фильма), который не был бы убог, но при этом и не порхал бы над массами.
А подаваемый с наших экранов так называемый «голливудский стандарт» ... Зритель просто насмехается над такими попытками:
«Тем смешнее смотреть современные отечественные картины, которые переходят на голливудский стандарт и приписывают американское мышление, целеустремленной и ясность взглядов на жизнь какому-нибудь слесарю Толе или девочке Маше, которая отродясь не говорила такими словами и не мыслила такими категориями, которые ей приписывают сценаристы...» — отмечает сценарист.
Еще одна беда нашей киноиндустрии — продюсирование фильмов.
«Есть ещё одна проблема — практически отсутствие профессиональных продюсеров, хорошо разбирающихся в кинематографе и обладающих хорошим вкусом. Ведь продюсер — это не только про получение денег, но и про понимание кинематографа как вида искусства. Он и бабло умеет достать, и с прокатчиками договориться, может читать лекции по кино не хуже киноведа. А то видел я нескольких российских продюсеров... „Рука-лицо“, словом», — делится мнением киновед Михаил Кондратович.
Так что пока лишь надежды на появление достаточного количества интересных, качественных и захватывающих кинолент. Вот только когда они наконец начнут появляться? Кто-то возразит: мол, а «Чебурашка»? Ну, а что? Сколько сегодня лент такого качества? То-то и оно...
От фильмов «про ментов и бандитов» зрителя уже давно тошнит. Про олигархов? Что бы среднестатистический зритель плевался в экран?! А про работяг стараются не снимать. Про обыкновенных людей то же. Не интересны эти персонажи продюсерам и режиссерам видимо. Нет, есть еще хорошее кино про Великую Отечественную. Но и с качеством таких фильмов в последние годы проблема. Увы.
Впрочем, не все думают, что в нашей киноиндустрии «небо черным замазано». Вот, к примеру, Генеральный директор старейшей российской киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков. Он просто убежден, что никакого кризиса в российском кино просто нет. Тем более — катастрофического:
«Государство создало необходимые институты развития. Несмотря на отток западных кинокомпаний и сложную ситуацию, у кинотеатров отрасль не встала. А может быть, даже процесс кинопроизводства пошел активнее. Продюсеров точно хватает, проектов больше, чем специалистов, способных их произвести. Это и есть главная проблема индустрии на сегодняшний день. Новые институции, появившись всего пару лет назад, уже активно заявили о себе на рынке, и большинство студий с ними сотрудничает, и вполне успешно. Успехи, в том числе и кассовые, российских картин пока сложно воспринимать как систему, но то, что резко повышаются и требование к продукту у тех, кто дает на это деньги, и качество этого продукта растет — абсолютный факт. Процент „кино для начальства/спонсора“ сокращается, и все большую важность приобретают именно зрительские картины. Индустрия переживала многочисленные кризисы, и всегда кажется, что апокалипсис неминуем. Но особенность российской кинематографии в умении быстро адаптироваться к новым условиям. Это сейчас и происходит. Процесс не без издержек, конечно. Но катастрофы в отрасли точно нет», — считает Щербаков.
А как считает зритель, голосующий рублем за ту или иную кинокартину?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции