Моторное топливо как инструмент шантажа государства
25 сентября 2023, 18:13 [«Аргументы Недели», Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор ]
21 сентября правительство волевым решением ограничило экспорт нефтепродуктов. Почему же на заправках по-прежнему дефицит дизтоплива?
Самый простой ответ на этот вопрос – антиправительственный саботаж на уровне крупнейших производителей моторного топлива (кроме «Роснефти»). Ответ, во многом, верный.
Вторая причина – ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) не смогли оперативно переориентировать поставки с экспорта на внутренний рынок, а потому эффект от решения правительства еще не успел сработать. И это тоже будет правдой.
Давайте разбираться.
После выхода постановления правительства №1537 «О введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из РФ» вице-премьер Александр Новак собрал совещание, на котором присутствовали практически все «нефтяные генералы».
Сказать, что «наша сырьевая опора» выражала негодование – значит, ничего не сказать. Главы нефтяных компаний пришли к Новаку с непреодолимым желанием подвергнуть правительственное решение обструкции и запугать кабинет министров карами небесными.
Шутка ли: более 80% производимых «Сургутнефтегазом» нефтепродуктов, несмотря на все санкции, прямиком гонится на экспорт.
Операционные процессы «Лукойла» с самого начала выстраивались под «заграницу». Представитель «Лукойла» открыто «предупредил» Новака, что запрет в перспективе вынудит компанию остановить свои НПЗ.
У «Газпром нефти» рентабельность НПЗ также напрямую зависит от объемов экспорта нефтепродуктов, хотя основные издержки в рублях. Дошло до того, что «делегат» от «Газпром нефти» вслед за своим шефом прямо заявил, что запрет экспорта и насыщение нефтепродуктами внутреннего рынка приведет… к дефициту моторного топлива.
При этом абсолютное большинство нефтяных компаний – либо государственные (квазигосударственные), либо частные, но под зорким государевым оком.
Вы спросите, почему о «Роснефти» ни слова? Потому, что на «Роснефть» приходится 23,5% всех продаж бензинов и 22% дизтоплива. Тогда как доли «Сургутнефтегаза», «Лукойла» и «Газпром нефти» в продажах бензинов составляют 13-14%, а дизтоплива – 9-10%.
Но главное, производственные активы «Роснефти» ориентированы не на внешний, а на внутренний рынок, потребности которого сейчас удовлетворяются, в основном, нефтяниками Сечина. Не верите – спросите у столичных, уральских, ставропольских автомобилистов и фермеров.
Если продолжающееся отсутствие дизеля на московских заправках – не саботаж, то что?
Перейдем ко второй причине – к неповоротливости нефтяной логистики. Россия традиционно играла ключевую роль на мировом рынке дизтоплива. В этом году страна, находящаяся под «адскими санкциями», была крупнейшим в мире морским экспортером дизеля, немного опередив США. С января по середину сентября мы поставляли на мировой рынок более 1 млн баррелей в день.
Парадокс, но один из крупнейших мировых производителей дизеля не может удовлетворить потребности внутренних потребителей. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что все ВИНКи выполняют биржевой норматив по продажам топлива. Беда в том, что дополнительные объемы взять было негде – продукция законтрактована иностранными покупателями.
Больше того, стоимость бензина и летнего дизтоплива в европейской части России продолжает снижаться после введенных ограничений на экспорт этих видов топлива из России: биржевые цены на бензин упали на 10-11%, на дизель – почти на 15%.
Вряд ли ВИНКи «докручивают» ранее заключенные экспортные контракты. Скорее всего, размышляют, как дальше быть. А ситуация для них, мягко скажу, скверная.
Во-первых, никакого возврата к прежней вакханалии, когда внутренний рынок сидел без топлива, зато экспорт наполнялся по полной, не будет. Решения если принимаются, то после длительных консультаций и согласований, а не наоборот.
Во-вторых, возвращаясь к «Роснефти», уже сейчас наблюдается переток оптовых потребителей от той же «красно-белой» к «желто-зеленой» компании. Перспектива для первой так себе: снижение «внутренней» выручки, притом, что компенсировать выпадающие доходы наращиванием экспорта не удастся.
В общем и целом, положение дел на рынке моторного топлива в ближайшее время стабилизируется: цены продолжат снижение, появится и дизель.
Тем не менее, пока остаются без ответов два вопроса: почему руководители некоторых госкомпаний пошли против интересов общества, и с чего вдруг политика государства должна подстраиваться под интересы частных предпринимателей?