Не хочется повторять сентенцию «есть ложь, есть большая ложь и есть статистика». Ибо сентенция — она и есть сентенция, так как всем надоела. Скажем по другому: «Есть реальность, и есть новая методология подсчёта». Почему-то последняя всегда играет на руку продавцу, как в несолидном супермаркете.
Кажется, что Росстат рожден, чтобы сказку сделать былью. Вот, например, статведомство опубликовало данные по промышленному производству, скажем мягко, значительным пересмотром данных за 2022-ой. Считалось, что в том сложном году, что промышленное производство в России упало на 0.6 процентов. Но этого не могло быть, потому что не могло быть никогда! И, вуаля, а теперь оказывается выросло на 0.6 процента!
Добыча полезных ископаемых по прошлым данным выросла на 0.8%, а теперь оказывается рост составил на 1.3% и это при катастрофическом снижении добычи газа. Обрабатывающее производство в прошлой редакции снизилось на 1.3%, а теперь выясняется, что рост составил 0.3%! Минус на минус дает плюс!
Завышать задним числом статданные вообще такое ноу-хау работы наших статистиков. В кризис 2015-го окончательные данные по промышленному производству составили минус 3.6%. Далее Росстат произвел масштабный пересмотр методологии, постепенно выводя минус в плюс и ведь вывел – в итоге в 2015 промышленность не упала на 3.6-4.4%, а выросла на 0.2%, а в 2016 рост оказался не 1.3%, а 1.8%.
Казалось бы, 1-1,5 процента вообще считаются статистической погрешностью в экономических и прочих исследованиях. Ради чего огород городить?! Ан нет: глаз начальства всегда больше радует маленький плюсик, а не жирный минус. И ради этой радости можно не только методологию поменять, можно статистические пропасти превратить в сияющие вершины!
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции