Гуманизм по-датски и по-украински
31 августа 2023, 22:45 [«Аргументы Недели», Стефано ди Лоренцо ]
На одной из первых страниц своей книги «Россия и Европа» Николай Данилевский пишет о прусско-датской войне 1864 года и так характеризует Данию того времени: «Государство невоинственное, просвещенное, либеральное и гуманное в высшей степени».
Спустя 160 лет, кажется, ничего не изменилось. Дания, как и другие страны Северной Европы – Швеция, Норвегия и Финляндия – уже давно считается одной из стран с самым высоким качеством жизни в мире. Богатая страна с замечательной социальной политикой, правда с очень высокими налогами, но где государство о гражданах действительно заботится. И граждане довольны. Настоящий триумф социализма, можно сказать. Родина «хюгге» или комфортной жизни, что в последние годы стало одним из символов секрета датского счастья. Миф скандинавских стран, как самых счастливых стран в мире, не очень хорошо гармонирует с высоким уровнем самоубийств в Швеции, Финляндии или Норвегии, а также с довольно скромным уровнем социальных навыков и разговорчивости. Но это другое дело.
Тут речь идёт о следующем: как можно совместить репутацию счастливой, милой и мирной страны с фактом, что Дания была одной из первых стран, которые подарили Украине столь желанные F-16, которые Украина так давно просила? Стоит сказать, что несколько дней спустя сразу за ней это сделала ещё одна «счастливица» Норвегия. Но сейчас речь о Дании. После недавнего визита Зеленского в Копенгаген, где 21 августа его триумфально принял датский парламент, Дания и Нидерланды объявили, что поставят Украине истребители. Зеленский говорил об «историческом» обязательстве. Дания поставит 19 самолетов, из которых первые шесть будут доставлены ближе к Новому году, так сообщила премьер-министр Дании Метте Фредериксен.
Конечно, это не новые самолеты, им уже 40 лет, но это все еще боевые машины, теоретически способные нести ядерные боеголовки. Только год назад такое звучало бы как что-то немыслимое. Да, Запад уже находился в состоянии войны с Россией, но со связанными руками. Запад был обеспокоен тем, чтобы не пересечь определённые красные линии, чтобы не спровоцировать Москву. Сегодня эти красные линии стали невидимыми, если даже тихие и мирные страны Северной Европы с восторгом жертвуют истребители-бомбардировщики.
Немцы и голландцы имеют репутацию очень прямолинейных людей, даже слишком, но у скандинавов репутация тех, кто пытается избежать конфликта любой ценой. Так почему же вместо того, чтобы начать какие-то мирные инициативы, они решили вмешаться в конфликт между Россией и Украиной, и вооружить последнюю? Только из гуманизма к украинскому народу? Вряд ли. Дания и Норвегия были членами-основателями НАТО в 1949 году. Внешняя политика этих стран строго ограничена теоретическими рамками доктрины НАТО. Это означает, что, по крайней мере с 1949 года, Советский Союз и потом Россия институционально воспринимались, как угроза.
Но даже если предположить, что в Дании и Норвегии не любят Россию, что они знают об Украине, об украинцах и об украинском менталитете? Зачем ввязываться в российско-украинский конфликт? Кажется, что украинский менталитет и скандинавский менталитет совершенно противоположны. Если в Скандинавии люди гордятся тем, что соблюдают правила и законы, то на Украине традиционно старались их игнорировать — каждый сам себе закон, типа страна вольных казаков. Такая украинская мифология. Правила — это для лохов. Добропорядочный гражданин Дании или Швеции доверяет своим собственным институтам и не имеет причин подвергать сомнению официальное мнение или политику. На Украине, где к богатым и влиятельным традиционно не испытывают ничего, кроме глубокого презрения, такое поведение может вызвать только насмешки. Украина разрушила газопровод «Северный поток», теракт на территории Дании, а что делают скандинавы? Они дают им самолеты. Еще другие вступят в НАТО, чтобы быть вместе с Украиной. Настоящий стокгольмский синдром.
Для некоторых Скандинавия — это рай на земле, где все равны. Для других же – это настоящая антиутопия, где все под контролем. Можно смотреть фильм «Шведская теория любви» (2015) итало-шведского режиссера Эрика Гандини. Скандинавский рай для многих – смертельно скучное место. Страны провинциальные, и люди довольно закрытые, ничего интересного не происходит. Не случайно наверное самый популярный литературный жанр в Скандинавии — это триллер, позволяющий найти в художественной литературе те страсти, которых так не хватает в реальной жизни.
Известный прусский писатель когда-то писал, что скандинавы — это «более немцы, чем немцы», немцы в квадрате. «Немцы» в смысле Лютера, в смысле протестантской Реформации. Религиозные фанатики, разочаровавшиеся в официальной религии, которая для них была коррумпирована интригами мира. Они стали великими моралистами, которые сегодня во имя своей недостижимой честности и нравственности утратили всякую религиозность. «Вы не должны думать, что вы такие же хорошие, как мы», как сказано в одной из 10 заповедей Закона Янте, основных правилах скандинавского поведения, сформулированных (иронически, но пророчески) норвежским писателем датского происхождения Акселем Сандемосе. Во имя своей высокой морали эти люди вмешиваются в войны других, не обязательно понимая контекст. Действительно, немного поражает вид протестантских церквей, украшенных украинскими желто-синими цветами. К счастью, красных и черных флагов, по крайней мере пока, не было видно…
Политика, как говорится, создает странных партнеров по постели, то есть принуждает найти неожиданных союзников. А в Скандинавии, как и во всей Европе, сегодня любят воображаемую Украину, Украину, задуманную по образу и подобию Европы, но не имеющую ничего общего с настоящей Украиной. И все это только из-за враждебности к России, враждебности, которая обдуманно и методично культивировалась и разжигалась сверху со времен холодной войны. Даже хорошим людям, как уже отмечалось, нужно кого-то ненавидеть. Ненависть — часть необходимых психологических потребностей человека, по всей видимости. Даже в Скандинавии.
Однако не все они такие. Возьмем например датского режиссера Ларса фон Триера, написавшего несколько дней назад: «Г-ну Зеленскому и г-ну Путину, и не в последнюю очередь г-же Фредериксен (которая вчера, как потерянная возлюбленная, позировала в кабине одной из самых страшных машин для убийства нашего времени, ухмыляющаяся до ушей). ЖИЗНИ РУССКИХ ТОЖЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ».
На знаменитого режиссера, как и следовало ожидать, обрушилась волна жесткой критики. Среди наиболее резких голосов — высказывания главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова, которого цитировали разные издания: «Украина живет не в абстракции, а в жестокой реальности, в которой русские — убийцы. <...> В этом случае абстракция самодовольного гуманизма приобретает совершенно иные характеристики: реальную жизнь, а не воображаемую».
Бедному режиссеру ничего не оставалось, как защищаться, говоря: «Я поддерживаю Украину каждым ударом своего сердца! Я просто констатировал очевидное: все жизни в этом мире имеют значение! Кажется, это забытая фраза из эпохи, когда пацифизм был добродетелью». На самом деле, для Украины гуманизм и пацифизм — абсурдные абстракции, маразм для самодовольных идиотов. И это как минимум лет десять уже так. Жаль, что скандинавы не способны понять эти простые истины об Украине.