Вчера был День флага России – и соответствующие разговоры, то есть о флаге. Кое-что приметил.
В переломные эпохи возникает порыв к переосмыслениям, к обновлению, даже к национальному ребрендингу – уж простите мне этот неблагозвучный англицизм. Когда с грохотом сдвигаются тектонические плиты истории, кажется, будто под шумок можно и нужно поменять что-нибудь такое, что у всех на виду и что ещё вчера поменять было бы немыслимо.
Весной прошлого года – на гребне информационно-эмоциональной волны, поднятой спецоперацией, – коммунисты внесли в Госдуму законопроект о замене триколора на флаг СССР. Это, поясняли коммунисты, «будет способствовать патриотическому воспитанию граждан». Видимо, русский триколор, имеющий более чем трёхсотлетнюю историю, патриотическому воспитанию отчего-то не способствует.
Похожие настроения можно зафиксировать и на другом – правом – политическом фланге, среди националистов и монархистов. Многим из них жаждется видеть в качестве государственного флага чёрно-жёлто-белый, называемый в народе «имперским», «имперкой» (хотя у бело-сине-красного никак не меньше оснований так называться). Это знамя было государственным флагом относительно недолго – с 1858-го по 1896-й, и едва ли о нём сегодня вспоминали бы, если у нашей правой тусовки не было бы потребности как-нибудь себя визуально манифестировать, отличаться от официального государства.
Думаю, советскому и чёрно-жёлто-белому знамёнам вполне комфортно в их нынешнем качестве – как маркерам политических взглядов определённых частей общества, – а государственным флагом пусть будет тот, который имеет на это больше всего исторических прав. То есть нынешний.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции