Анкара в последнее время проявляет серьезную дипломатическую активность по всем возможным каналам. Цель — личная встреча Путина и Эрдогана по проблеме возобновления зерновой сделки, пусть и в новом формате.
Теперь «турецкий лис» вместе с Катаром предлагает России отдельное соглашение, по которому российское зерно, оплаченное катарскими деньгами, при организационном содействии Турции, будет поступать напрямую бедным африканским странам. В принципе, идея красивая, все заинтересанты получают свои дивиденды. Мы продаем излишки зерна и спасаем мир от голода. Африканские дети едят булки и лепешки. Катар благосклонно смотрит на соседей: «Не благодарите!». А Анкара заявляет всему миру: «Мы самые крутые переговорщики во Вселенной!».
Как говорят, на днях во время встречи в Будапеште глава Татарстана Минниханов мог неформально, «как суннит с суннитом», обсудить тонкости и подводные камни этой идеи с президентом Турции и эмиром Катара, которые также находились на саммите в Венгрии. Но официальной информации об этом пока не поступало.
Но месье Эрдоган, как бывший уличный торговец, обычно решает не одну, а как минимум несколько параллельных задач. Одна из которых возобновление поставок украинского зерна на мировой рынок. Этого по каким-то своим соображениям (наверняка меркантильным!) требует США. После прекращения «черноморской инициативы» зерно пошло по другим маршрутам. В частности, через румынские порты, но в значительно меньших объемах.
Да и наши ракеты порой прилетают по портовой и другой инфраструктуре в Измаиле и Рени, откуда идет экспорт зерна. Через румынский зерновой экспресс может проходить до 2,5 миллиона тонн ежемесячно, максимальная же задача ставится на 4 миллиона тонн.
Есть мнение, что Эрдоган сейчас поставил на карту, то есть на решение этих двух задач, очень многое. Проблема в том, что стабилизировать не только турецкую лиру, но всю экономику страны пока не получается, нужны огромные инвестиции. Дать их пообещал дедушка Байден, но в обмен на сохранение статуса Анкары, как главного переговорщика в российско-украинском конфликте. Переговорщика, который может добиться результата. Как только Вашингтон почувствует, что турецкий Акела начал промахиваться, то тут же спишет его со счетов и снимет с довольствия.
Так что виляет турецкий хвост только по команде американской собаки. Без обид, пожалуйста господа из Анкары и Вашингтонграда.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции