Недавнее феерическое открытие британской разведки, свалившей провал контрнаступления ВСУ на чересчур дремучие кусты, нашло закономерный отклик в российских соцсетях. Аккаунты российских пользователей, по аналогии со знаменитым «Генералом Морозом», моментально оккупировал генерал с фамилией Сорняк (самая распространённая вариация – Чертополох), а также его подчинённые – майор Трава, лейтенант Куст и прочие «растительные» богатыри. Словом, чувство юмора – как обычно, наше всё. Между тем ничего нового англичане не изобрели. Обвинять в военных поражениях непредсказуемую российскую природу – давняя европейская традиция, возраст которой перевалил за двести лет.
Есть мнение, что знаменитое выражение «генерал Мороз» появилось благодаря карикатуре лондонского художника Уильяма Эльмса с говорящим названием «Генерал Мороз бреет малыша Бони», которая появилась зимой 1812 года. На ней чудовище с медвежьими лапами, из ноздрей которого дует ледяной ветер, произносит над застывшим в ужасе Бонапартом: «Захвати мою страну, давай же! Я обрею, заморожу и погребу тебя в снегу, ничтожная мартышка…» Что примечательно, никаких русских войск на карикатуре не наблюдается – всё могущество приписывается исключительно стихийным силам. Мол, если бы на нас шли только солдаты – просвещённая Европа их бы раздавила одним пальцем, но что мы можем сделать против природы?
Этот тезис европейцы даже спустя десятилетия после той войны тиражировали не жалея сил. И так перевирали реальные факты, что прославленный гусар Денис Давыдов посвятил этому разгромную статью «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?». В ней он не только объективно показал военное превосходство русских над французами, но и с горечью отмечал, что «двадцать два года… все враги России неутомимо хлопотали и хлопочут о рассеивании и укоренении в общем мнения этой ложной причины торжества нашего».Как видим, прошло уже более двухсот лет, но европейцы верны традициям.
История почти один в один повторилась с началом Великой Отечественной войны. В мемуарах практически каждого немецкого генерала при упоминании битвы под Москвой обязательно присутствуют жалобы на осеннюю распутицу («русским помогает Генерал Грязь») и невероятные холода, которые и помешали взять столицу. Знаменитый Гейнц Гудериан и вовсе упоминает о морозах за пятьдесят градусов – при этом, как показал сделанный уже в наше время анализ метеосводок, вплоть до начала советского контрнаступления в Подмосковье было максимум 17 градусов мороза, а порой и вовсе оттепели с дождями, а реальный холод наступил во второй половине декабря, когда русские пошли в контрнаступление. Доходит до смешного: в середине прошлого века в Штатах вышла книжка, в которой автор серьёзно сообщает, что в 1941 году немцы были разгромлены под Москвой «не без помощи морозов, доходивших до −200° по Фаренгейту». В градусах Цельсия это минус 129 градусов – на 50 градусов ниже абсолютного рекорда, зафиксированного в Антарктиде. И ничего – проглотили и не поперхнулись!
Отметим, что нынешний конфликт поставил западных историков из будущего и пропагандистов из настоящего в весьма сложное положение. Пойди украинцы на западной технике и при поддержке зарубежных «добровольцев» в свой «контрнаступ» зимой – объяснить их провал было бы гораздо проще: тезисы давно обкатаны и прочно внедрены в сознание европейских обывателей. Но нет, понесло летом – и приходится адаптировать легенду под сезон. А все почему-то смеются…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции