Сегодня 15 лет, как не стало Солженицына. Коммунисты до сих пор приписывают ему соучастие в «развале единой страны». Обратимся к первоисточнику – к самому Александру Исаевичу.
В знаменитой статье «Как нам обустроить Россию?» (1990) Солженицын сказал: «Надо безотложно, громко, чётко объявить: три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если её к Румынии больше тянет, эти одиннадцать — да! — непременно и бесповоротно будут отделены… О Казахстане. Сегодняшняя огромная его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя… И сегодня во всём раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины. Их сплотка, их устойчивая отечественная часть — это большая южная дуга областей… И коли в этом охвате они захотят отделиться — то и с Богом. И вот за вычетом этих двенадцати (двенадцати республик. – Прим. «АН») — только и останется то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII века), или, по верному смыслу теперь: Российский Союз».
Как видим, Солженицын вовсе не призывал к разделению СССР на 15 республик, как это в итоге сделали. Он говорил о том, что русским (великороссам, украинцам-малороссам и белорусам) непременно нужно сохранить единство – и сбросить балласт, сберечь этническую монолитность. Именно этой логики сегодня придерживается президент, пару лет назад сказавший: «Восстанавливать СССР бессмысленно. Невозможно и бессмысленно по целому ряду причин. И даже нецелесообразно, имея в виду демографические процессы в некоторых республиках бывшего СССР. Иначе можем столкнуться и с социальными вопросами, которые будет невозможно решить, и даже с некоторыми вопросами размывания государствообразующего этнического ядра».
А вот что говорил писатель в обращении к Ельцину (30.08.1991), которым коммунисты попрекают Солженицына как письмом поддержки: «Я потому смею вторгнуться к Вам с этим письмом, что есть решения, которые потом не исправить вослед. К счастью, пока я писал эти строки, Вы уже дали знать: что Россия сохраняет право на пересмотр границ с некоторыми из отделяющихся республик. Это особенно остро — с границами Украины и Казахстана, которые произвольно нарезали большевики. Обширный Юг нынешней УССР (Новороссия) и многие места Левобережья никогда не относились к исторической Украине, уж не говоря о дикой прихоти Хрущёва с Крымом».
В том же письме он заметил: «Если во Львове и Киеве наконец валят памятники Ленину, то почему держатся как за священные — за ленинские фальшивые границы, прочерченные после гражданской войны из тактических соображений той минуты?» Этот вопрос стоило бы задавать сегодня украинским самостийникам… если бы они могли ответить хоть что-то внятное.
«С Украиной будет чрезвычайно больно», – написал Солженицын ещё в «Архипелаге ГУЛАГе». Как в воду глядел. Есть еврейский анекдот: «Был бы я такой умный ДО, как моя жена ПОСЛЕ», – к Солженицыну его не применишь.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции