Рассуждая о том, окупится ли для нас политически и экономически дружба с Африкой, важно проговорить ещё один момент, гораздо более важный: недопустимо «компенсировать» убыль российского населения африканцами, как и любой другой инокультурной миграцией.
Весной демографы Высшей школы экономики выступили с предложением: а давайте при наших низких темпах рождаемости ежегодно давать гражданство миллиону мигрантов. При этом даже не ставится вопрос о том, в состоянии ли наш народ и наше государство ассимилировать такой огромный приток иностранцев, интегрировать их в наше культурно-языковое пространство.
Демографам ВШЭ не помешало бы ознакомиться с работой финского доктора социологических Тату Ванханена «Этнические конфликты: их биологические корни в этническом фаворитизме». В ней автор объясняет, почему происходят межэтнические конфликты внутри единой страны. Происходят они из-за этнического фаворитизма, то есть предпочтения своего этноса чужому, что обусловлено биологическим эволюционным механизмом, уверен профессор. Свою гипотезу он протестировал на 176 государствах с населением более 200 тыс. человек на 2010 год. Применительно к каждой стране профессор рассматривает различные данные: ВВП, показатели человеческого развития, индекс демократизации, межэтническую напряжённость и этническую однородность/неоднородность. Его вывод таков: межэтническая напряжённость коррелирует именно с неоднородностью, а от прочих факторов почти не зависит. Проще говоря, чем ниже доля государствообразующего этноса, тем выше в большинстве случаев межэтническая напряжённость в государстве – и неважно, развитое оно или отстающее, демократическое или авторитарное.
А теперь – насчёт африканцев. «Этнические разделения тем существеннее, чем больше генетические расстояния между группами, – отмечает учёный. – Языковым разделениям обычно тысячи или, как минимум, сотни лет. Старым религиозным разделениям, как минимум, сотни лет. Этнические разделения на основе расы генетически самые глубокие, так как могут иметь возраст в десятки тысяч лет. Чем больше генетическое расстояние, тем значимее этнический фаворитизм. Поскольку правила этнического фаворитизма запечатлены эволюцией в наших генах, вряд ли можно искоренить эту модель поведения из человеческой природы».
Итак, если в отношениях с мигрантами из Средней Азии возникает, как известно, немало трудностей, то что же может сулить массовая миграция из Африки, гораздо более культурно-исторически далёкой? Надеюсь, этим вопросом задастся не только читатель, но также демографы и чиновники.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции