> Больше «Боингов»: хороших и разных - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Больше «Боингов»: хороших и разных

24 июля 2023, 09:59 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]

В конце 70-ых годов прошлого века отец одноклассника, работавший в посольстве СССР в Индии, много рассказывал о жизни и экономики этой страны. Он был просто влюблен в нее, что не мешало видеть как достоинства, так и недостатки. «Если Индии не будут мешать, то через полвека она обгонит нас во многом», — предрекал он, и сам смеялся над своими прогнозами. Как раз полвека и почти прошло.

В информационном шуме вокруг рекордных поставок нашей сырой нефти в страну слонов и Маугли практически незамеченным остался факт невиданной в истории гражданского авиастроения сделке. И не одной. Индийская авиакомпания Air India объявила, что в ближайшие пять лет закупит уAirbus и Boeing 470 воздушных авиалайнеров. В том числе, 210 узкофюзеляжных самолетов семейства A320neo и 40 широкофюзеляжных A350, 190 самолетов узкофюзеляжного семейства В-737MAX, а также широкофюзеляжные ВС: 20 В-787 и 10 В-777X. Мало того, идут разговоры об опционе еще на 50 В-737MAX и 20 В-787. 

И это ещё не всё. Jet Airways на летнем авиасалоне Ле Бурже заявила о намерениях также закупить у этих же авиатоварищей 200 машин. А дискаунтер Akasa Air твердит о заказе "заметного" количества воздушных судов уже в этом году. 

Интересно, что Air India во второй половине 2023 года получит шесть лайнеров A350-900, которые ранее предназначались «Аэрофлоту». Предполагается, что это будут борта c серийными номерами (MSN): 554, 555, 558, 588, 592 и 594. Когда-то в прошлой жизни «Аэрофлот» заказал у Airbus 22 самолета этого типа. До санкций успел получить 7 штук. Затем шесть продали Турции, оставшиеся получит Индия. 

Сколько миллиардов, точнее сотен миллиардов долларов и евро прибыли получат американский и европейский авиамонстры — великая коммерческая тайна. Но точно получат много. 

Обидно, но полвека назад советский авиапром вполне себе мог конкурировать с этими гигантами. В России с 1938 по 2022 г. построили 6212 гражданских самолетов 1-3 классов (тяжелее 10 т, без малой авиации). Из них 5552 (89%) сделали в РСФСР и только 660 – за последний 31 год. 

Производство гражданских самолетов в прошлом году составило всего 12 единиц. В 2021 — 16. Антирекорд 2001 год: всего 5 самолетов 1-3 классов. В СССР в 1990 году сделали 157 таких машин, в том числе в РСФСР – 76, или в 6,3 раза больше, чем сейчас. Для сравнения: Boeing строил в последние 20 лет по 500 самолетов ежегодно. 

Неплохо шел и экспорт, особенно для того времени. КБ Антонова: произведено 1200 Ан-24, а отправлено на экспорт всех модификаций 220 единиц в 38 стран мира. КБ Туполева: Ту-154 произведено 930, экспортировано 156 самолетов различных модификаций в 28 стран. Ту-134 произведено 852 машины, экспортировано 135 экземпляров различной модификации. КБ Ильюшина: Ил-62 произведено 276, экспортировано 92 машины. Ил-18 произведено 790, экспортировано 108 машин. КБ Яковлева: Як-40 произведено 1011, поставлено на экспорт 125, в том числе в США, в ФРГ, в Италию. Всего в послевоенную эпоху СССР поставил на экспорт 5696 экземпляров гражданских самолетов и вертолётов в 68 стран мира.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте