Истребление оружия массового уничтожения – единственный путь к сохранению жизни на Земле
10 июля 2023, 12:33 [«Аргументы Недели», Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН ]
8 июля 2023 года мировые СМИ распространили информацию о том, что последний химический боеприпас США был уничтожен на опытном заводе по уничтожению химических веществ Блю-Грасс в штате Кентукки. Якобы это означает, что все заявленные запасы химического оружия в мире необратимо уничтожены.
Как известно, Россия с помощью ряда иностранных государств уничтожила свои 40 000 тонн химического оружия уже к 2017 году, США завершила уничтожение имевшегося у них 31 500 тонн аналогичного оружия только сейчас. Казалось бы, мировое сообщество должно приветствовать выполнение Конвенции о запрещении химического оружия, которую подписали представители 193 стран. Как утверждается на сайте Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), в странах - подписантах Конвенции проживает 98% мирового населения. Пока лишь три государства (КНДР, Египет и Южный Судан) этот документ не подписали, Израиль подписал, но не ратифицировал его, сведений о наличии у этих стран химического оружия нет. Известие об очередном важном шаге в деле повышения уровня безопасности на нашей планете омрачают два весьма важных обстоятельства.
Во-первых, победный рапорт об уничтожении всех заявленных запасов химического оружия прозвучал на фоне умолчания о сотнях тысяч тонн трофейного немецкого оружия, затопленного странами-победителями после Второй мировой войны в Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом океанах, Балтийском, Северном, Карском, Охотском, Белом и других морях, в Бискайском заливе. При отступлении из Крыма советские войска топили и свои запасы ХО в прибрежных водах Черного и Азовского морей. Очевидно, настало время заняться расчисткой этих «авгиевых конюшен» прошлого века, ведь многие корпуса затопленных судов, контейнеров и боеприпасов с ХО подвергаются коррозии, отравляющие вещества просачиваются наружу, отравляют флору и фауну на шельфе и в прибрежных водах, все чаще отмечаются случаи поражения рыбаков, ведущих траловый лов рыбы.
Во-вторых, запрещение и уничтожение химического оружия сопровождается не менее опасной и, ничем не оправданной, гонкой ракетно-ядерных вооружений. Ядерные державы наращивают число развернутых ядерных боеголовок и модернизируют их на фоне российско-украинского конфликта, сообщил Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI). Так, в январе 2023 года из 12512 боеголовок примерно 9576 находились на складах для потенциального использования — это на 86 единиц больше, чем в январе 2022 года. США увеличили число развернутых боеголовок с 1744 до 1770, Россия — с 1588 до 1674. Всего около 2 тыс. боеголовок — почти все они принадлежат США и РФ — находились в состоянии повышенной боеготовности (означает оснащение ими ракет или размещение на авиабазах стратегической авиации). К этому следует добавить 280 французских и 120 английских боеготовых ядерных боеприпасов.
Начиная с 2019 года, США разместили в Европе и Турции порядка 150 ядерных боезарядов так называемого тактического звена. Речь идет о различных модификациях авиабомб B61 мощностью 18 мегатонн, которые размещены на шести военных базах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции. Для них построены специальные подземные хранилища, охрану в мирное время несут исключительно американские военные.
Замораживание по инициативе Вашингтона дальнейших разоруженческих процессов в области стратегических наступательных вооружений, в частности по продлению ДСНВ-3, срок действия которого истекает в феврале 2026 года, расширение НАТО на Восток, наращивание военной и военно-технической помощи Украине со стороны коллективного Запада, размещение ракетного и ЯО США в Европе – все это вынуждает Россию принимать ответные меры. В этой связи крайне неубедительно выглядят протесты западных политиков по поводу решения российского руководства разместить в Белоруссии некоторое количество ядерного оружия средней и меньшей дальности.
Осложнение отношений США и его западных союзников с Россией и, как следствие, рост военной активности в Европе самым негативным образом сказывается и на стабильности в других регионах планеты. Руководство Китая и раньше заявляло, что готово присоединиться к инициативам Вашингтона и Москвы по вопросам ядерного разоружения только в случае снижения количества ядерных боезарядов США и РФ до уровня Китая. Якобы сейчас КНР обладает арсеналом ядерных боеголовок около 400 единиц. По данным авторитетного международного справочника СИПРИ поднебесная уже к концу этого десятилетия сможет достигнуть в этой области уровня США или РФ. Не следует забывать о том, что вслед за Пекином наращивают свои ракетно-ядерные арсеналы Дели и Исламабад (свыше 160 единиц ЯО в каждой стране). Якобы, КНДР уже произвела 30 ядерных боеголовок и располагает материалами для увеличения их числа до 50−70. Израиль, который официально не признает наличие ядерного оружия, по информации экспертов, проводит модернизацию своего ядерного арсенала, насчитывающего свыше 100 боеголовок.
Почти все страны-обладатели ядерного оружия располагают триадой средств его доставки к целям. Несмотря на ограничивающий распространение ядерного оружия договор – ДНЯО, вышеперечисленные страны разными темпами наращивают или модернизируют свои арсеналы ЯО, растет и число так называемых «пороговых стран», которые в кратчайшие сроки могут создать ЯО. К ним относится, прежде всего, Иран. Не следует забывать и о том, что рост числа ядерных боеприпасов и объектов мирного атома в условиях сохраняющейся угрозы атак международных террористов также чреват повторениями событиями 11 сентября 2001 года в США, когда сравнительно небольшая группа джихадистов-смертников «взорвала» Америку. И, если тогда террористы ограничились атаками на башни-близнецы Всемирного торгового центра и здание Пентагона, то исключать их новых атак на ядерные объекты по всему миру не следует.
Нельзя не учитывать и опасность техногенных катастроф в районах дислокации ядерного оружия, при его транспортировке или на объектах мирного атома (землетрясения, цунами, наводнения, пожары), а также пресловутый человеческий фактор (ошибки в работе, преступная халатность, психическая неустойчивость, вербовка террористами и т.п.). Смогли же два советских инженера по халатности взорвать атомный реактор Чернобыльской АЭС в 1986 году. В США было зафиксировано более 32 случаев, связанных с аварийными ситуациями с ядерным оружием и его потерями. На данный момент только по официальным данным считается, что не найдены около шести утерянных во время учебных полетов или боевых дежурств американских ядерных авиабомб. Советский Союз, в свою очередь, обошел США по количеству затонувших в океане атомных подводных лодок с ядерными боезарядами.
Таким образом, уничтожение заявленных запасов химического оружия является важным шагом в деле повышения уровня международной безопасности, но человечеству не следует на этом останавливаться. Утилизация затопленного в прибрежных водах морей и океанов химического оружия, прекращение гонки ракетно-ядерных вооружений, а в перспективе, сокращение и полное уничтожение ядерных арсеналов, принятие общих международных стандартов в области ядерной безопасности на объектах мирного атома могли бы гарантировать будущим поколениям сохранение жизни на нашей планете.