Евгений Пригожин продолжает исполнять роль тарана, вышибающего ворота. Вот только теперь он штурмует не Артемовск, а Кремль. И ворота этой крепости вышибает не он сам, а с его помощью, как бревном. Но, пробив борт нашей общей лодки, он может ее попросту утопить.
Евгений Пригожин ворвался на медийное пространство неожиданно и стремительно. Еще вчера о нем знали только специалисты, и вот он уже кумир толпы и лидер общественного мнения.
«Человек в кепке» известен, как создатель знаменитой частной военной компании «Вагнер», снискавшей себе славу задолго до подвигов в Артемовске – на полях сражений в Сирии и на Черном континенте. Разумеется, речи о гениальном менеджере, построившем ЧВК с нуля – это сказки для романтичных барышень и невзыскательных юношей любого возраста. Допустить, что человеку со стороны кто-то в России предоставит оружие, включая бронетехнику, и дозволит делать военный бизнес за границей, просто смехотворно. Разумеется, Пригожин лишь исполнитель чьих-то государственных решений, позволяющих силой оружия делать то, что регулярная армия себе позволить не может. И то, что ЧВК многие годы существует в стране, где подобные формирования находятся вне правового поля, тому подтверждение.
Но до поры до времени и Пригожин, и «Вагнер» пребывали в тени. В медиапространстве он появился, когда армия России забуксовала на Украине. Ролики, где Пригожин перед зэками толкает речи, обещая им прощение от страны и искупление вины кровью, порвали все видеоканалы и стали громом среди ясного неба. Популярность «кремлевского повара» стартовала сразу в космос. Потом были невероятные подвиги в Соледаре и Артемовске, когда талант оратора Пригожина развернулся на полную мощность. Публика внимала ему, раскрыв рот. Вот он, человек, которого так ждали! Режет правду-матку, не глядя на чины и погоны, часто переходя грань не просто приличия, но и разумного. Бесстрашный и конкретный!
Вопрос, кто он такой и почему так много себе позволяет, задают себе многие, и не находят ответа. Хотя такая дерзость в суждениях и выступлениях обычно имеет под собой либо отчаянную храбрость, либо, что чаще, полное ощущение безопасности и безнаказанности. То есть, ощущение крепкого тыла за спиной. Не будем гадать, откуда взялся Пригожин, кто его привел и кто за ним стоит. Для этого нужен уровень доступа повыше, чем у нас имеется. Но его метаморфозы из теневого силовика и бизнесмена от войны до пламенного трибуна и разоблачителя не могут не вызывать как вопросов, так и тревоги. Слишком уж в опасное время мы живем, чтобы не обращать внимания на такие вещи.
Критика командования СВО в частности и Министерства обороны в целом с его стороны звучала и раньше. Но апофеоз случился на решающей стадии битвы за Артемовск. Пригожин прямо обвинял Шойгу и Герасимова в саботаже «Вагнера», злонамеренном срыве поставок боеприпасов, который ведет к ненужным потерям среди «музыкантов». Он открыто материл командование, позируя на фоне трупов бойцов, прямо называя министра обороны и начальника Генерального штаба убийцами своих солдат. Более того, приплетал в качестве аргумента детей Шойгу и Герасимова, что недопустимо даже с точки зрения обычной человеческой этики.
Дальше – больше. Пригожин окончательно пошел вразнос, угрожая оставить позиции, что в военное время называется военным мятежом. И это опять сошло ему с рук.
Какое-то время казалось, что Пригожин решил повторить путь то ли героя, то ли антигероя Славянской эпопеи Игоря Стрелкова (Гиркина), который нашел себя в перманентном брюзжании в сторону военных структур в стиле «все пропало». Но Стрелков со временем превратился в абсолютно маргинально-эпатажную фигуру, хотя и с определенной командой поклонников. Пригожин же пошел гораздо дальше.
До поры до времени его демарши касались только Министерства обороны и Генерального штаба. Атаковали Кремль беспилотники – виновата армия. Прорвались ДРГ украинцев на Белгородчину – опять виновато Министерство обороны. Плевать, что за охрану границы отвечает погранслужба, входящая в структуру ФСБ, главное ткнуть пальцем в ведомство Шойгу, пиплсхавает. И даже когда «человек в кепке» на слова самого президента о необходимости перевода добровольческих отрядов под контракт с Минобороны резко выдал отповедь с оборотами «это путь позора и «Вагнер» по нему не пойдет», все сочли это милым фрондерством и не более того. Тем более, что если ЧВК подпишет контракт с Минобороны, то лишится возможности действовать за рубежом и смысла в такой компании не останется никакого.
Тем не менее, градус откровений Пригожина начал нарастать по экспоненте. Как пишут на сайте octagon.media: «К лету 2023 года у многих так называемых авторов и элитных групп сложилось понимание: армия – только первая «мишень» Пригожина и стоящих за ним сценаристов. После того как Пригожин сделает из Минобороны «отбивную а-ля рюс», он примется за новое блюдо, и жертвами станут представители политического блока, региональных элит и бизнеса. По крайней мере намерения «человека с кувалдой», в обличительно-политических речах которого стали фигурировать и «кремлёвские карлики», и «клоуны со Старой площади», и «болваны из Госдумы», не оставляли сомнений: проект нацелен на обострение».
И обострение не заставило себя ждать. На днях вышло очередное интервью Пригожина, которое заставило всех застыть в немом изумлении. В нем он сказал следующее: Украина не бомбила Донбасс 8 лет, а только обменивалась ударами с российскими силами в регионе, ВСУ и НАТО не собирались нападать на РФ, спецслужбы ни в чем не виноваты - они не дезинформировали президента, во всем виновата армия, Шойгу погубил 1000 российских солдат под Гостомелем. Дескать, война была нужна олигархическому клану, управляющему Россией, чтобы поставить президентом Украины Медведчука.
Если отбросить политесы, то это заявление прямым текстом говорит: все, что вам втюхивала власть и президент о событиях на Донбассе и причинах Специальной военной операции – вранье. Ляпнуть такое в самый разгар боев на Украине и противостояния со всем Западом, это уже не фрондерство, а самый настоящий вызов уже не Министерству обороны, а всей российской власти, включая президента. То есть самое настоящее предательство в военное время.
Кто-то считает, что причина такого бесстрашия Пригожина заключается в полусотне тысяч штыков в его распоряжении. Причем, одних из самых боеспособных штыков в мире. Но мы прекрасно знаем, как в небытие уходили и более влиятельные фигуры. Скорее он уверен, что его защитят не боевики «Вагнера», а люди, имеющие влияние на политические расклады в стране, чьим инструментом он является.
Эти люди расчетливо искали ключевую фигуру в игре, королевскую пешку. Лицом политической кампании по «поиску виновных»должен был стать некий начинающий уличный политик-популист с фронтовым опытом, который бы говорил с народом на простом и понятном ему языке и при этом находился под колпаком у тыловиков в штатском.
Автор сайта Октагон пишет: «Экс-повар Кремля и бывший заключённый, назначенный «создателем» ЧВК «Вагнер», не связанный ни с одной элитной группой и которому позволено намного больше, чем всем другим, сначала получает из рук силовиков «золотой ключик» от российских колоний, а потом и право самостоятельно выстраивать военную стратегию без оглядки на Генштаб и, как казалось иногда, даже на главнокомандующего. Евгений Пригожин превращается в «принца воров» – Робин Гуда, теперь откуда-то из леса пускающего стрелы по мишеням, которые ему подсвечивают».
А вот что пишет известный политолог Алексей Мухин в своем телеграмм-канале: «Заявление Пригожина последовало после того, как СМИ открыто начали обсуждать его роль в так называемом трансфере власти - 2024, предположив, что за спиной Пригожина стоит та тыловая консервативная группировка силовиков, которая фактически не участвует в СВО, но готовится перехватить якобы ослабевшую власть. Складывается впечатление, что Пригожин дискредитирует уже не только армию - он пошел дальше, опровергнув заявление Нарышкина и СВР о подготовке Украиной атаки на Донбасс, опрокинув всю тезисную базу госпропаганды (АП) и заодно открыто заявил, что президент не управляет страной, потому что ничего не понимает (его обманывают не только на внешнем контуре, но и все его окружение). Если это не попытка госпереворота со стороны бывшего повара, то как еще это все назвать? Ответственность за слова он не несет, у него есть иммунитет, который даровать сегодня в России может только одна федеральная служба. Значит, переворот произошел и там тоже»?
В спецслужбах, как и в «башнях Кремля», нет монолитности. Как пишет все тот же Алексей Мухин, «Лубянка всегда была опорой президента, но она неоднородна и поделена на группировки, цели которых порой прямо противоположны».
Вполне понятно, что трудное время – это не только проблемы, но и шансы. Шансы провернуть некую операцию, которая приведет какую-то группу к властным вершинам, отодвинув от нее тех, кто занимает эту позицию сейчас. Для этого даже не нужно свергать президента – этого у нас народ не допустит. Рейтинг Путина выше Эвереста. Достаточно занять место рядом с ним. Прозрачно намекая, что президент не полностью контролирует ситуацию, Пригожин с разумной осторожностью доносит мысль, что в этом виновато его окружение, его обманывают. И, дескать, чтобы это исправить, бояр нужно заменить. Видимо, на тех, кто стоит за самим кувалдоносцем. Вот только время для этого и методы выбраны откровенно никудышные.
Как пишет доктор политических наук профессор Игорь Скурлатов: «Главный вопрос, который возникает после очередного заявления Пригожина - а почему на него никак не реагируют правоохранительные органы? Тут не только дискредитация вооруженных сил, но и самих причин возникновения конфликта. Списывать все на покровительство президента уже не выходит, поскольку Пригожин уверен, что его постоянно обманывают, а значит он не способен принимать адекватные ситуации решения. Судя по всему, разгадка в том, что наша всесильная Администрация президента, со своими внутренними сложностями и течениями, банально использует хозяина «Вагнера» в клановых противостояниях. Ну и многие не связанные с фронтом силовики тоже начинают вести свои игры. При этом для многоумных стратегов из АП очень выгодно сделать во всем виноватыми именно военных. Именно на них повернуть весь поток негатива, который начинает накапливаться в обществе. Вот Пригожин и старается, ораторствует, не опасаясь наказания. Пора бы осознать, что подобные игры, особенно во время масштабных военных действий и глобального противостояния с Западом, могут пресловутую лодку не просто раскачать, а попросту перевернуть. В том числе вместе со «стратегами» подковерных войн. И всей остальной страной».
А пока что «схватка бульдогов под ковром» в самом разгаре. Сделаны еще не все ходы. В открытом доступе пока лежит первая часть интервью Пригожина. Тактика понятна: перед тем, как выложить вторую часть, он ждёт реакцию на первую.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции