Каюсь, в заголовке слукавил, не первый. Но – первый партийный. Речь, конечно же, о «национализме в хорошем смысле», как это называет Путин. 115 лет назад, 18 июня 1908 года, состоялся учредительный съезд Всероссийского национального союза (ВНС) – первой русской националистической партии.
Отсчёт истории русских националистических организаций обычно начинают чуть раньше – с черносотенного движения, оформившегося в 1905 году (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела, Русская монархическая партия). Однако ВНС стала первой организацией, участники которой называли себя именно так – националистами. Идеология партии, будучи монархической, всё же смещала основной фокус внимания с русской монархии на русский народ.
Непропорционально большую роль в деятельности партии играли выходцы с юга и юго-запада, в том числе с территории нынешней Украины. Они были обеспокоены проблемой межэтнических отношений (еврейский вопрос, польский вопрос), а также идеями украинства и сепаратизма среди некоторой части интеллигенции Малороссии. ВНС провозглашал «единство и нераздельность Российской империи», «укрепление сознания русского народного единства и упрочение русской государственности». Наиболее заметным изданием из тех, что поддерживали партию, была газета «Киевлянин», издававшаяся, соответственно, в Киеве. В первом же её номере декларировалось: «Этот край русский, русский, русский».
Фракция ВНС в Госдуме являлась опорой для правительства Столыпина, с этим периодом связывают «золотой век» партии. В марте 1917 года, сразу же после Февральской революции, правые партии были запрещены – ВНС прекратил своё существование. После Октябрьской революции начались казни. В числе известных членов ВНС, расстрелянных либо зарубленных большевиками: профессор-геолог Пётр Армашевский, министр путей сообщения (1909–1915) Сергей Рухлов, публицист и главный идеолог партии Михаил Меньшиков. Многие участники ВНС сражались за белых на фронтах Гражданской войны.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции