Проукраинская «Каста» цепляется за прошлое
16 мая 2023, 13:07 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
Рэп-группа «Каста», известная своей проукраинской позицией, на днях напомнила о себе новым клипом на старую песню «Наши люди». Это попытка утвердиться в собственном прошлом, но получилось наоборот – группа растоптала его.
«Наши люди, поднимите руки, если вы слышите эти звуки!» – когда-то (на рубеже тысячелетий) эти строчки прозвучали как объединяющий гимн – объединяющий рэперов и молодёжь вообще. Теперь, в контексте СВО и пораженческих настроений «Касты», песня звучит прямо противоположным образом – не объединяюще, а разделяюще. «Наших людей», то есть своих людей, проукраински настроенных, «Каста» призывает сгруппироваться по этому принципу и противопоставить себя остальным.
Можно позавидовать тем слушателям группы, кто не знает контекста, кто потерял «Касту» из виду и не слышал последнего (прошлогоднего) альбома её участника и идеолога – Влада Лешкевича, более известного как Влади. Таким слушателям, глядя на новый клип, смонтированный из старых кадров, удастся увидеть в нём ту самую «Касту». Но для тех, кто в контексте, всё выглядит и звучит совершенно по-новому.
А контекст, заданный прошлогодним альбомом Влада, таков.
Считая, что оппоненты, поддерживающие СВО, «закапывают себя», Лешкевич не замечает, что сам увяз в трясине и, барахтаясь, уходит всё глубже. Песни альбома в очередной раз подтвердили: резкое неприятие спецоперации, если оно коренится в политико-идеологических материях, закономерно приводит к отрицанию России. И даже не сегодняшней, а вообще. Или, наоборот, отрицание России ведёт к отрицанию СВО.
Наиболее показательный трек – «Самой большой страной»: «Жалко нам, что бои с ближним племенем. Но подвиг предков не просри, не проной. Так мы стали самой большой страной. А враньё нам как говно. Агроном каждый знает, чем поле удобрено». Владу мало критиковать СВО, он источает ругань против русской истории, против многовекового расширения наших границ, которому, уверен Влад, сопутствовало «враньё-говно». «Защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ», – цитирует Лешкевич в конце трека статью Ленина. Шучу, нет, не цитирует.
В другой строчке та же мысль выражена лаконичнее: «Отрежу всех, кто нашёл в себе оправдание двуглавой химеры с её замашками и манией». Двуглавая химера? Русский герб придуман не вчера, первым в нашей истории его использовал московский князь Иван III Великий, чьими усилиями возродилось наконец Русское государство после веков раздробленности. Сознательно или нет, Влад воспроизводит украинский нарратив: собирание русских земель Московией – зло, и хорошо бы отмотать это собирание назад к началу.
Мне пришлось слушать трек снова и снова, чтобы убедиться: точно ли совпадает лирический герой, инфантильный и забавный в своём остервенении, с автором? Не смеётся ли Влад над ним? Нет, не смеётся, всё это всерьёз. Это – всерьёз: «Отдираю от себя нарост берёз и рябин. Я нетерпим к сантиментам тупым. Стыжусь этого стада наивных дубин, жестоких взрослых детин, глупых до глубин».
Или взять трек «Безвременье»: «Родина – не мать». Ещё: «Что такое народ? Что такое мы? Кто такие наши? Это всё теперь старо». Ещё: «Люди – злейшие звери. Эстетика, культура и куча подобной хери – что с этим делать теперь? Когда ракета в дом прилетела прямым курсом, как быть с актёрским мастерством и искусством? Как с медициной быть, с рейтингом ВУЗов, когда людей взрывают и грузят, как мусор, в кузов?» Стоит ли спрашивать, почему вот это, последнее, не родилось у Влада в 2014 году, когда украинские ракеты полетели в жилые дома, убивая, возможно, его слушателей? Стандартный ответ российских либералов на это известен: «Нам не так уж важно, что в Донбассе убивали русских, нам важно, что в Донбассе убивали не от имени русских». Определись же ты: тебе людей жаль или ты «совестью» своей упиваешься?
И вишенкой на торте – момент из трека «Закапывать себя». Влад цитирует воображаемого оппонента: «Были же Ирак, Сербия и Ливия!» – и тут же отвечает ему: «Как плохое ТО делает ЭТО хорошим?» Реальный оппонент Влада в первую очередь сошлётся на Донбасс, а на Ирак – в десятую, но Лешкевичу нельзя вместо Ирака упомянуть Донбасс, потому что нельзя ему об украинских действиях против Донбасса сказать: «Плохое то». К тому же Влад рассчитывал на тур по Украине (Киев, Харьков, Одесса) и даже продал какое-то количество билетов, однако затем его отменили по независящим от «Касты» причинам. Видимо, недостаточно хорошо она кроет Россию – надо чётче, увесистее, с матюками.
«Не забывай свои корни! Помни: есть вещи на порядок выше. Слышишь?» – обращается к «Касте» другая «Каста», на 20 лет моложе. Той «Касты» больше нет, не осталось. И никакие клипы из старых кадров этого не исправят и не скрасят.