> Турецкий рай - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Турецкий рай

20 апреля 2023, 22:59 [«Аргументы Недели», Август Котляр ]

Путевые заметки, поданные в виде печатного слова, стали практически исчезнувшим жанром - нынче всё выкладывается как видео на Ютубе или в виде сторис во вредных вражеских соцсетях. Но хочется тряхнуть стариной и высказаться по поводу увиденного и прочувствованное в Турции, куда меня занесло в средней декаде апреля 2023 года по прихоти драгоценной супруги, ибо я сам мало склонен к туризму, спорту и к поискам новых впечатлений, равно как и приключений.

Мне пришлось на неделю расстаться с четырьмя любимыми друзьями: диваном, книжкой, коньяком и сигарой. И лететь в Анталию, в пятизвездочную гостиницу Adalya Elite Lara, куда меня с женой отправило туристическое  агентство  Тур. Семь ночей с перелетом прямым рейсом из аэропорта Внуково в Анталию и обратно, а также встречей и проводами из аэропорта в гостиницу, обошлись аккурат в 2000 евро, 160 тысяч рублей. С деньгами я расстаюсь без сожаления, отношусь к редкой категории людей, которые любят платить и давать ещё что-нибудь сверху (когда есть чем платить, конечно). Заплатил - так и заплатил, и Бог с ними, с деньгами. Ничего особенного я от поездки не ждал, в Турции никогда раньше не был, а море всегда любил Азовское - оно тёплое, мелкое, ласковое, не очень солёно-едкое. Прожив много лет на берегу Карибского моря, в Мексиканском заливе, к отдыху на всяких там райских островах относился с презрением - там жуткая жарюка и невыносимая влажность, как в русской парилке. Белошкурый тунеядец вроде меня сгорает на солнце за семь-десять минут, потом колбасит дня три, сидеть можно только на необгоревшей части тела.

Август и Наталия Котляр

Прибыв в Турцию, я сразу почувствовал себя дома. Всё на невербальном уровне понятно - та же ментальность, и всё построено на человеческих отношениях, а не на соблюдении формальных правил. Что меня поражало - практически все турки, с которыми я сталкивался, были полиглотами и говорили не только на родном, но и в разной степени владели русским, английским и немецким, а некоторые ещё говорили на дари и по-арабски. То есть на уровне объясниться, что мне надо и сколько, проблем не возникало. Правда, один раз на просьбу принести крепкий чёрный чай типа чифирь мне принесли чёрный кофе. А я старый чифирист, даже ночью просыпаюсь глотнуть чайку и спать далее спокойно, и заснуть без стакана чифиря вкупе с печатным словом не могу. Это меня расстроило, но не сильно - я показал юноше, как из нескольких пакетиков турецкого чая и полстакана кипятку сделать вкусный, полезный и жизнеутверждающий напиток. Немножко меня удивило, что турки подавали чай на манер русских - то есть наливали в чашку сначала заварку из заварочного чайника, потом добавляли кипяток. Я же, служивший в стройбате с истинными ценителями чайных церемоний, чаем считаю только заварку, которую настояли и поженили несколько раз.

Номер мне забронировали с видом не туда, куда бы хотелось, но небольшая доплата на месте подарила мне вид из окна, который мне был приятен - фонтан, пальмы, море. Но больше всего мне понравилось усиленное гастрономическое питание. Я люблю семиразовое питание, столовка же местная была формально трехразовой, но каждый раз прием пищи, будь то завтрак, обед или ужин, длился часами, и можно было два раза позавтракать, два раза пообедать и два раза поужинать, а с 16:00 начинала работать кондитерская, где я вкушал полдник - чай, кофе, пирожные, мороженое. Всё бесплатно, ибо всё включено было в стоимость проживания. И таким образом я вошёл в привычный распорядок жизни, вкушая пищу семь раз в сутки.

Питание мне шибко понравилось. Оно было весьма разнообразным, и вполне качественным. Не было только свинины, но это повсюду в Турции как мусульманской стране наблюдается пренебрежение к дохлой поросятине. Говядина же, баранина, курятина и индюшатина были вполне качественными. Местные мелкие сосиски и колбаски я попробовал, но не впечатлился, ибо это не живое мясо, а продукт множества переработок и ингредиентов. Изобилие десертов. Но больше всего мне зашли до хруста запечённые бублики с кунжутом, я их потреблял с крем-чизом, таким сливочным сыром, и запивал сладким чифиром.

В море я не купался, было холодновато, вода градусов семнадцать. Но были энтузиасты, которые устраивали заплывы. Я с удовольствием наблюдал за ними с шезлонга, кутаясь в твидовый пиджак и кашемировый шарф. Местный персонал отлично развлекает постояльцев, вовлекая их во всякие виды активного отдыха - баскетбол, волейбол, стрельбу из пневматической винтовки и лука. Я, как старый лучник, купился только на стрельбу из лука и дал им небрежный мастер-класс, два раза попав в яблочко и потом, позируя для восторженной публики, промазал, потому что ты либо целишься, либо выдрючиваешься.

Наталия Котляр ранним утром на пляже отеля. Счастье.

Август Котляр даёт мастер-класс по стрельбе из лука.

Ну, а вечером - бары; некоторые работают круглосуточно, и накидаться можно в любое время суток. Я беззаветно люблю спиртные напитки, дружу с ними лет сорок пять, но тут я сделал выбор в пользу обжорства, принеся в жертву пьянство, ибо набор напитков был привычным, международным, а вот кухня имела местную специфику и грех было не перепробовать все блюда, а там десятки наименований на каждый приём пищи, ибо меню завтрака, обеда и ужина не повторяется, и продукты всегда свежие, без вторичной переработки.

Шеф Тунжай Оноран.

Когда мы попали в столовку по приезду, моя супруга сказала: “Да тут же полный коммунизм!”. На что я, старательно изучавший в МГУ марксизм-ленинизм, исторический материализм, диалектику и научный коммунизм, заметил: “Что ты, мамочка, такое говоришь? Здесь гораздо лучше, чем при коммунизме, ибо где и когда у коммунистов такое изобилие с разнообразием? Скорее, это рай из Вселенной 25!” Я намекал на знаменитую серию экспериментов этолога Джона Кэлхуна. Потому что даже любимый мой Иван Ефремов, описывая коммунистическое светлое будущее в “Часе быка”, не предполагал такого праздника жизни ни на Земле, ни даже на Тормансе в апартаментах Чойо Чагаса, когда он там проводил время с красавицей Эр Во-Биа. В нашем случае, в гостинице было так хорошо, что я даже не знал, чего бы ещё я бы хотел пожелать. В номере были и обновлялись бесплатно прохладительные напитки, чай и кофе, и даже был телевизор с российскими каналами, а Wi-Fi цеплял везде, даже на пляже.

Из приятностей, которые мне легли на сердце, оказались ещё две вещи: команда фотографов Photo Team и лавка с пряностями и вкусностями бывшего советского человека, а ныне турецкоподданного Ибрагима.

Фото Ибрагима.

Фотограф Ханифи сделал мне 66 снимков, и все они профессионального качества. В Москве за такую фотосессию слупили бы тыщу-две евро, а тут десять напечатанных фото и 66 электронных оригиналов обошлись в полторы сотни евро, в десять раз дешевле. У Ибрагима, турка-месхетинца, родившегося пятьдесят два года назад в Казахстане и живущего в Турции почти два десятка лет, не оказалось нужного оттенка хны - и он ездил куда-то и специально привёз для нас, по смешной цене доллар за пакетик - десяти пакетиков хватает на год.

Фотошкола тренируется снимать свадьбы.

На четвертый день пребывания я увидел двух мужиков в хороших костюмах, уверенно шагающих по территории. Мой намётанный глаз сразу распознал начальство. Я к ним подрулил и спросил на чистом английском языке с тяжелым русским акцентом, имеют ли они какое-то отношение к управлению отелем. Оказалось, что один из них, Явуз Гёколан, и есть самый большой начальник, над ним только акционеры - семья братьев Кара.

Управляющий Явуз Геколан.

Я попросил дать мне показания, как удаётся содержать такое хозяйство при таких невысоких ценах. Сначала он согласился, потом перенаправил меня к русскоязычной даме Оксане Тосун, менеджеру по работе с гостями. Оксана рассказала всё, что знала, и всё-таки пришлось господину Гёколану тоже выдавать сведения о туристической отрасли в целом и его гостинице в частности.

Менеджер по работе с гостями Оксана

Вот что в целом и вкратце мы прояснили. Стремительное развитие отрасли началось 1999 году, турецкое государство стало стимулировать строительство крупных отелей, давая ссуды либо низкопроцентные, либо вообще беспроцентные. Землю под отель можно как купить у частных лиц, так и арендовать у государства на 49 лет. Береговая линия остаётся в государственной собственности и общественном пользовании. Гостиница “Адалия Элит Лара” одна из пяти гостиниц этой частной сети, есть ещё три в Белеке и одна в Сиде. В нашей гостинице 600 номеров, общая площадь здания 45 тысяч квадратных метров. Работает около 450 человек. Государство очень строго контролирует гостиничный бизнес по санитарной линии, поэтому ни клопов, ни тараканов, ни крыс с мышами. За продуктовой гигиеной следят также с великой пристальностью и строгостью, поставки продуктов только от крупных и серьёзных оптовиков, этим гарантируется и качество, и низкая цена. В Анталии строгая полиция, поэтому даже тётеньки могут ночью ходить по городу спокойно. Воровства практически нет, насильственных преступлений давно уже нет. Землетрясений тоже нет, события происходили в тысяче километров от Анталии. Руководит и помогает туристической отрасли Министерство туризма, которое очень влиятельное, ибо туризм вносит большой вклад в ВВП и создаёт занятость для миллионов турецких граждан.

Грань рентабельности данной гостиницы находится при уровне заполняемости в 30 процентов, но обычно ниже 70 процентов не бывает, а летом заполняемость стопроцентная. Цена обычно колеблется в 100 евро за номер/с человека, это вопрос достаточно деликатный, потому что крупные туроператоры вроде российского “Тез Тура” выкупают номера огромными пакетами; в целом же годовое колебание цен колеблется от 89 до 130 евро. Гостиница работает по принципу “всё включено”, но есть и множество платных процедур - парикмахерские, массаж, спа и тому подобное. Эту гостиницу сдали в эксплуатацию в 2016 году, строили “под ключ” всего полтора года. Хотелось бы мне, конечно, влезть в финансовые детали, узнать, как и что окупается, но из деликатности я не стал теребить чужую финансовую кухню, спросил лишь про налоги - они казались невысокими, в процентах, а не в десятках процентов. У Турции береговая линия больше 7 тысяч километров, около 3000 отелей. Этот опыт всенепременно надо применить и в России - это будет полезно, приятно и выгодно.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте