> В психоневрологических диспансерах не живут, а существуют - Аргументы Недели

//Мнение 13+

В психоневрологических диспансерах не живут, а существуют

2 апреля 2023, 09:19 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]

Фото: YouTube

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен 18 декабря 2007 года резолюцией Генассамблеи ООН, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Этот День отмечается ежегодно с 2008 года.

 

Стены психоневрологического интерната – единственный выход?

Чуть позже, 25 апреля 2012 года, Госдума ратифицировала Конвенцию по правам инвалидов. Конвенция, подписанная 24 сентября 2008 года от имени РФ главой МИДа Сергеем Лавровым, направлена на ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и на создание эффективных механизмов по защите прав инвалидов.

В соответствии с этим документом государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе, законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. В частности, в пункте № 19 говорится, что инвалид имеет право на выбор проживания привычной для него среды…

Несколько лет назад в Москве открылся Центр сопровождаемого проживания «Гурьевский», в котором взрослые ментальные инвалиды-сироты из психоневрологических диспансеров (ПНИ) проходят социально-бытовую тренировку дальнейшего проживания в предоставленных им квартирах. Это, конечно, хорошо, но что делать взрослым ментальным инвалидам, которые живут в семьях? После смерти родителей (а ведь и сами инвалиды нередко тоже не молоды и здоровы) им предлагается единственный путь - ПНИ на освободившиеся места. Но это бесчеловечный и антигуманный путь!

Ментальные инвалиды, как и все люди, очень разные. Среди них есть люди с сохранным интеллектом, которые с небольшой помощью и поддержкой тьюторов (наставник, репетитор) и соцработников могли бы жить самостоятельно и заниматься каким-то несложным трудом. Другим ежедневно требуется помощь, а кого-то необходимо мониторить ежечасно. Все они очень разные, но им всем предлагается жить исключительно в закрытом, режимном учреждении - ПНИ.

Питерский пример

Почему бы Москве, столице России, такого мощного и значимого государства, не стать примером и перенять опыт строительства открытых малочисленных домов для «особых» людей, как это было сделано в Санкт–Петербурге? Скажем, в Финляндии существует такой проект, который и послужил примером строительства малочисленных домов для «особых» людей в Питере. В этой стране в течение десяти лет были ликвидированы все ПНИ, и на сегодня там осталось человек 500 стариков, которым просто некуда идти.

Так и в некоторых других странах (в том числе, странах бывшего соцлагеря) ускоренными темпами ликвидируют ПНИ на 500-1000 человек, поскольку для людей, не совершивших никаких преступлений, жить в тюремном режиме просто недопустимо!

В том же Санкт-Петербурге в двух таких домах успешно проживают взрослые ментальные инвалиды. Они не отгорожены забором, работают в мастерских, и жизнь этих людей максимально приближена к привычной, домашней жизни. Те инвалиды, которые чувствуют себя лучше, помогают своим более слабым соседям. Там строятся еще несколько подобных домов.

Несколько лет назад на одной из встреч с общественностью президент России Владимир Путин высоко оценил работу Ассоциации родителей детей инвалидов Санкт-Петербурга. Глава государства отметил, что так называемое сопровождаемое проживание эффективнее, чем пребывание в ПНИ. По его словам, это «положительный опыт, и его необходимо тиражировать по всей России».

А вот в Москве нет ни одного подобного малочисленного дома, а все выделенные средства идут на ремонт ПНИ. Но ведь невозможно отремонтировать и сделать «тюрьму с человеческим лицом», как бы ее ни ремонтировали и ни раскрашивали!

Разумеется, сразу и в одночасье невозможно закрыть все эти громоздкие монстры – ПНИ на 800-1000 человек, но нужно же с чего-то начинать!

Пока только в Питере строятся и уже существуют такие дома, а в остальных городах и весях нашей страны нет ни одного, и даже не просматривается никакой перспективы. Необходимо менять эту однобокую, бесчеловечную систему и уделять больше внимания альтернативному сопровождаемому проживанию в малочисленных открытых домах без заборов, с обычной жизнью одной большой семьей.

«Я хочу умереть раньше мамы»

Например, в той же Москве родители сами, можно сказать, из кожи вон лезут для того, чтобы обеспечить своим взрослым детям-аутистам альтернативное сопровождаемое проживание в человеческих условиях. Был случай, когда четыре-пять человек внесли свои средства и купили для своих «особенных» детей общую квартиру в жилом доме.

Но не у всех же есть миллионы, чтобы купить взрослым ментальным инвалидам такую квартиру. Получается, выживайте сами, как хотите… Но разве это справедливо, правильно? Родители не вечны, они стареют и умирают - и страшно подумать, но многие из них хотят, чтобы их дети умерли раньше, потому что нельзя назвать жизнью существование в закрытой тюрьме – ПНИ...

Это не место для проживания даже для не очень тяжелых больных. В интернате человек закрыт, он не видит жизни вокруг себя, с ним никто не общается, и у него нет никакого выбора. Он чувствует себя ненужной вещью. Одна девушка, ментальный инвалид, поделилась такой своей мечтой: «Я хочу умереть раньше мамы, потому что никому не нужна, а в интернат попасть не хочу». Что ж, родители уже не молоды - с кучей болячек, многие с тяжелыми заболеваниями в виде онкологии, а помощи ждать неоткуда!

Ментальные инвалиды - это не какие-то бессловесные «психи», это люди с особенностями развития, они не могут себя защитить сами и не отвечают злом и агрессией на обиду и издевательства от других.

Они беззащитны в широком смысле этого слова, но всё чувствуют, понимают и подчас переживают глубже, чем другие люди. Эти люди, граждане нашей страны, для которых Конституция и Конвенция о правах инвалидов гарантирует права и уважение их человеческого достоинства.

Думается, политическая воля в данном случае – это ключевой фактор, и если она есть, то все обязательно получится - общими усилиями с государственными и негосударственными организациями.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте